Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Философия (290,00 руб.)

0   0
Первый авторТрофимов В. К.
ИздательствоФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Страниц396
ID365166
АннотацияСодержит материал вузовского курса философии. Предназначено для студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста, лиц, сдающих вступительный экзамен по философии в аспирантуру, а также для всех заинтересованных читателей.
УДК1(075.8)
ББК87я73
Трофимов, В.К. Философия : курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов .— Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016 .— 396 с. — URL: https://rucont.ru/efd/365166 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» В.К. Трофимов ФИЛОСОФИЯ: КУРС ЛЕКЦИЙ Учебное пособие Ижевск ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА 2016 УДК 1(075.8) ББК 87я73 Т 76 Учебное пособие составлено на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. <...> Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № 1 от «1» марта 2016 г. Рецензенты: Ф.Н. Поносов – д-р философ. наук, проф. <...> Материализм и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы. <...> Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. <...> ДИАЛЕКТИКА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩИХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ . <...> Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. <...> Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания. <...> СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ЕГО СТРУКТУРА . <...> Структура экономической сферы: производительные силы и производственные отношения . <...> Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации и русского менталитета . <...> Сценарии будущего: гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество, столкновение цивилизаций . <...> Относительность противоположности материализма и идеализма Основные вопросы и типы философии Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. <...> Неоднозначность ответов на основные вопросы философии порождает многообразные типы философии и многочисленные философские течения. <...> Многие мыслители (Платон, Гегель, Маркс и т. д.) верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание и объективную истину. <...> Справедливости ради надо сказать, что сам Эпикур различал удовольствия тела и удовольствия <...>
Философия.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Философия.pdf
УДК 1(075.8) ББК 87я73 Т 76 Учебное пособие составлено на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № 1 от «1» марта 2016 г. Рецензенты: Ф.Н. Поносов – д-р философ. наук, проф. ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА Г.М. Тихонов – д-р философ. наук, проф. ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Т 76 Трофимов, В.К. Философия : курс лекций: учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. – 396 с. Учебное пособие содержит материал вузовского курса философии. Предназначено для студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста, лиц, сдающих вступительный экзамен по философии в аспирантуру, а также для всех заинтересованных читателей. УДК 1(075.8) ББК 87я73 © ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016 © Трофимов В.К., 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 1.1 Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, идеалы, вера в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 1.2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Возникновение философии и особенности философского мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 1.3 Основные вопросы и типы философии. Материализм и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы. Относительность противоположности материализма и идеализма. . . .17 1.4 Философия в системе культуры. Философия и наука. Структура и функции философии. Роль философии в жизни человека и общества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 2.1 Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 2.2 Проблема субстанции в философии. Материя как философская категория. Историческое развитие научно-философского понятия материи. Основные свойства материи. Структурное многообразие материального мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 2.3 Движение, его противоречивость и основные формы. Движение и покой, движение и развитие, прогресс и регресс. . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2.4 Пространство и время. Понятия пространства и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных, социальных, психологических процессах. . . . . . . . . . . . . 44 ГЛАВА 3. ДУША ЧЕЛОВЕКА КАК ФОРМА БЫТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.1 Проблема души человека в истории философии. Единство и различие тела и души. Душа как субъективная реальность. Проблема идеального. Структура душевного мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.2 Бессознательное, его виды, роль в жизнедеятельности человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 3.3 Сознание, его сущность и происхождение. Основные формы сознания: воля, чувства, мышление. Связь мышления и языка. . . . . . 64 3.4 Самосознание, его связь с сознанием, роль в деятельности человека. Самопознание, самооценка, саморегуляция как стороны самосознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71 3.5 Личный дух и духовный мир человека. Стремление к Добру, Истине и Красоте – проявления духовности человека . . . . . . . . . . . . . . .74 3
Стр.3
Философия ГЛАВА 4. ДИАЛЕКТИКА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩИХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77 4.1 Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. Метафизика и ее основные разновидности . .77 4.2 Закон единства и взаимоисключения противоположностей. Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных противоречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 4.3 Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91 4.4 Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Цикличность и поступательность прогрессивных изменений. Повторяемость в процессе прогрессивного развития. . . . . . . . . . . . . . . . 98 4.5 Категории диалектики: единичное и общее; сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность. . . . .104 4.6 Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116 ГЛАВА 5. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 5.1 Проблема познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании . . . . . . . . . . . . . . . 123 5.2 Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Интуиция и ее место в познании. Роль приборов в познавательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 5.3 Учение об истине. Классическая и неклассические концепции истины. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как основной критерий истины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134 5.4 Научное познание, его основные методы и формы. Общелогические методы, методы эмпирического и теоретического познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140 ГЛАВА 6. АНТРОПОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 6.1 Проблема человека в истории философии. Философские концепции сущности человека: космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 6.2 Антропосоциогенез и его комплексный характер. Основные концепции происхождения человека. Природные и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Роль труда, языка и общения в процессе антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке. . . . . . . . . . . . .152 6.3 Человек как личность. Понятия «человек» и «личность». Социокультурная среда и личность. Типология личности. Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности . . . .157 4
Стр.4
6.4 Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165 ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ЕГО СТРУКТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169 7.1 Понятие общества. Деятельность – специфический способ существования общества. Социально-философские концепции сущности общества: натурализм, идеализм, материализм. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Современные подходы к пониманию сущности общества и необходимость синтеза социально-философского знания. . . . . . . . . .169 7.2 Экономическая сфера общества. Структура экономической сферы: производительные силы и производственные отношения . . . . . . . . . . .174 7.3 Социальная сфера общества. Понятие социальной сферы и ее структура. Виды социальных групп и общностей: классы, социально-профессиональные, социально-демографические, территориально-поселенческие, национально-этнические . . . . . . . . . .182 7.4 Политическая сфера общества. Политика и власть. Политическая организация общества и ее структура. Возникновение, сущность, функции, типы и формы государства. Понятие правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187 7.5 Духовная сфера общества. Понятие духовной сферы. Основные формы духовной жизни: религия, мораль, искусство, наука . . . . . . . . .192 ГЛАВА 8. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201 8.1 Общество как саморазвивающаяся система. Проблема закономерности исторического процесса. Общественный прогресс и его критерии. Эволюционный и революционный типы развития общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .201 8.2 Источники и движущие силы исторического процесса. Объективные условия и субъективный фактор в историческом развитии. Роль народа, социальных групп и личности в истории. Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии. . . . . . . . . 207 8.3 Формационный подход к развитию общества. Понятие и типы общественно-экономической формации. Базис и надстройка в структуре общественно-экономических формаций. Диалектика производительных сил и производственных отношений как источник формационного развития. Ограниченность формационного подхода к развитию общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214 8.4 Цивилизационный подход к развитию общества. Формирование и сущность цивилизационного подхода. Цивилизации как локальные культурно-исторические типы общества. Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации и русского менталитета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 8.5 Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Понятие и классификация глобальных проблем. Сценарии будущего: гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество, столкновение цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 5
Стр.5
Философия РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 ГЛАВА 9. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 9.1 Философская мысль в Древней Индии. Локаята. Джайнизм. Буддизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 9.2 Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм . . . . . . . . . 239 ГЛАВА 10. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243 10.1. Проблема первоосновы мира в греческой философии. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Гераклит. Демокрит. . . . . . . . . . . . 243 10.2 Проблема человека в греческой философии. Софисты. Сократ . . 248 10.3 Философия Платона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 10.4 Философская система Аристотеля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 ГЛАВА 11. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 11.1 Общая характеристика и теоцентрическая ориентация средневековой философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 11.2 Средневековая патристика и средневековая схоластика. А. Августин. Ф. Аквинский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 11.3 Философия арабского Востока в Средние века. Авиценна. Аверроэс. Аль-Газали. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .276 ГЛАВА 12. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . .279 12.1 Антропоцентрический и гуманистический характер философии Возрождения. Л. Валла. М. Монтень. Н. Макиавелли . . 280 12.2 Формирование новой картины мира и натурфилософия Возрождения. Н. Коперник, Г. Галилей, Н. Кузанский, Дж. Бруно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 12.3 Протестантизм и реформация. М. Лютер. Т. Мюнцер. Я. Бёме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289 ГЛАВА 13. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 13.1 Особенности философии Нового времени. Проблема научного метода: эмпирическая философия Ф. Бэкона и рационалистическая философия Р. Декарта.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 13.2 Философия французского Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 ГЛАВА 14. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХVIII-ХIХ ВВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 14.1 Философия И. Канта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304 14.2 Философская система Гегеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 14.3 Антропологическая философия Л. Фейербаха . . . . . . . . . . . . . . . . .312 14.4 Марксистская философия.К. Маркс. Ф. Энгельс . . . . . . . . . . . . . . .316 14.5 Кризис традиционной формы философского знания. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше . . . .321 ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ . . . . . . . . . . .327 15.1 Специфические особенности современной западной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327 15.2 Позитивизм и его современные формы. О. Конт. Л. Витгенштейн. К. Поппер. Т. Кун . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331 6
Стр.6
15.3 Прагматизм. Ч. Пирс. У. Джемс. Д. Дьюи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 15.4 Экзистенциализм. М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр . . . . . . . . . . . . . . . . 340 15.5 Психоаналитическая философия. З. Фрейд. Э. Фромм. . . . . . . . . 344 15.6 Социокультурный и философский смысл постмодернизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348 ГЛАВА 16. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 16.1 Особенности и становление русской философии. М.В. Ломоносов. А.Н. Радищев. П.Я. Чаадаев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 16.2 Славянофильство и западничество как течения русской философской и общественной мысли. А.С. Хомяков. И. В. Киреевский. В.Г. Белинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 16.3 Материализм в русской философии ХIХ в. М.А. Бакунин. А.И. Герцен. Н.Г. Чернышевский. И.М. Сеченов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365 16.4 Русская религиозная философия. Ф.М. Достоевский. В.С. Соловьев. Н.А. Бердяев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .370 16.5 Философия русского космизма. Н.Ф. Федоров. К.Э. Циолковский. А.Л. Чижевский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .375 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .381 ПЕРСОНАЛИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392 ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.