Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Философия образования  / №1 2016

К ВОПРОСУ О КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЕ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторМедведев
АвторыЛомов С.П.
Страниц10
ID364643
АннотацияВ статье ставится проблема формирования творческого отношения к композиционным знаниям, основанного на эмоционально-образном восприятии, формировании первоначального замысла, определяющего общее направление изобразительных действий художника. Основу грамотной композиции составляют проверенные временем базовые законы композиции, рисунка, живописи, сформулированные художниками за многовековую историю развития изобразительного искусства. Автор акцентирует внимание на том, что композиционному процессу свойственно прежде всего творческое начало, которое не может регламентироваться только знанием объективных правил реалистического изображения. Творческое начало любой композиции начинается с рождения субъективного замысла, который во многом обусловливается эмоциональнообразным фактором, формирующим эстетическую составляющую композиции, ее выразительность. Именно эмоционально-образный компонент активизируют познавательный и творческий процессы. Неоспоримыми композиционными компонентами считаются важнейшие принципы: соразмерность и пропорциональность, целостность и соподчиненность, равновесие и ритм, единство и аналогия, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, органичность и гармоничность. Автором отмечается, что для профессионального художника знание законов, правил, а также владение приемами и средствами создания композиции на подсознательном уровне связано с воплощением художественно-образного замысла в диалектическом единстве содержания и изобразительной формы. В то же время композиционная работа студентов зачастую определяется только логикой установки педагога и зависит от формальных признаков, связанных с наличием первоначальных умений и навыков изображения, а также с уровнем сформированного восприятия для изображения. И здесь важно обратить внимание на то, что выполнение конкретной композиционной задачи в учебном процессе не предполагает наличие единственно правильного решения, поскольку для выполнения задания от обучаемых требуются свои, оригинальные варианты решения, что собственно и определяет творческий характер этой деятельности. Композиция в изобразительном искусстве – это двуединый процесс формирования мысленного образа и процесс материального воплощения этого образа на изобразительную плоскость, поэтому всякое изображение необходимо воспринимать в двух аспектах: смысловом и пространственно-пластическом. В учебном процессе это выражается в выявлении смыслового содержания темы будущей композиции, формировании на его основе художественного замысла и проектирования методической последовательности ведения работы над созданием композиции с учетом применения композиционных законов, приемов построения изображения, создания художественного образа.
УДК73/76
Медведев, Л.Г. К ВОПРОСУ О КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЕ / Л.Г. Медведев, С.П. Ломов // Философия образования .— 2016 .— №1 .— С. 222-231 .— URL: https://rucont.ru/efd/364643 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Krasovitskaya L. M. Vadim Telishev: an artist and a teacher. – Novosibirsk, 2000. – 61 p.; ill. BIBLIOGRAPHY Golovacheva N. P. Development of drawing skills of the students of art colleges: diss. candidate of pedagogical Sciences. – Omsk, 2009. <...> Ikonnikov A. I. Ways of improving the system of training of academic drawing and graphic faculties of pedagogical universities: Diss. … Dr. of pedagogical Sciences. – Khabarovsk, 1998. – 597 p. <...> Kravchenko K. A., Sukharev A. I. Formation and evaluation criteria of decorative perceptions in the practice of special drawing. – Omsk scientific Bulletin. <...> Medvedev L. G. Academic drawing in the process of art education. – Omsk, 2008. – 290 p.: ill. Medvedev L. G. Ways of graphic art image in the classes for academic drawing: diss. … Dr. of pedagogical Sciences. – Moscow, 1987. – 409 p. <...> Medvedev L. G., Shalyapin O. V. About the concept of development of continuous professional art education. – Professional Education in the Modern World. – 2012. – No. 3. – P. 75–82. <...> Shalyapin O. V. Innovative models of training in art pedagogical education. – The Omsk scientific bulletin. <...> П., 2016 Медведев Леонид Георгиевич – заслуженный деятель искусств РФ, академик Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор, директор Института искусств, Омский государственный педагогический университет. <...> E-mail: lgmedvedev_omgpu@mail.ru Ломов Станислав Петрович – доктор педагогических наук, академик РАО, академик РАХ, профессор, Московский государственный педагогический университет. <...> E-mail: splomow@mail.ru Medvedev Leonid G. – Honored Worker of Arts of the Russian Federation, Academician of the Lomov Stanislav P. – doctor of education, academician of the RAE, academician of the Russian Academy of Arts, professor, MSPU. <...> Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Arts, Omsk State Pedagogical University. 210 5. <...> Medvedev L. G. The ways of formation of graphic art image in the classes for academic drawing: diss. … Dr. of pedagogical Sciences. – Moscow, 1987. – 409 p. <...> Krasovitskaya L. M. Vadim Telishev: an artist and a teacher. – Novosibirsk, 2000. – 61 p.; ill. BIBLIOGRAPHY Golovacheva N. P. Development of drawing skills of the students of art <...>