НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ 19 Гуманитарная парадигма как перспектива преодоления методологического кризиса в педагогике1 В.К.Пичугина, В.В.Сериков Аннотация. <...> Обосновывается необходимость преодоления традиций исторического материализма в педагогическом мышлении и освоение педагогами-исследователями идей постнеклассической парадигмы познания. <...> Методологический кризис, постнеклассическая парадигма, антропоцентристские исследования, интерпретационная неоднозначность и субъектозависимость знания. <...> Под методологическим кризисом обычно понимают такую ситуацию, когда наука оказывается не в состоянии выполнять ожидаемые от нее функции. <...> Объяснения причин изучаемых ею явлений, выявления их закономерностей, нахождения путей использования данных закономерностей в целесообразной деятельности человека, предвидения возможных результатов их применения 1Работа поддержана грантом РГНФ 16-06-00199a и Минобрнауки РФ на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания № 2014/411 (код проекта: 919). и др. <...> ? О том, что педагогическая наука переживает кризис, можно судить по некоторым характеристикам состояния педагогического знания и процедур его добывания. <...> Первый признак кризиса состоит в том, что педагогика испытывает дефицит критериальной базы, по которой те или иные утверждения и проекты можно было бы относить к правильным и целесообразным до того, как они будут реализованы. <...> Конечно, подтверждение правильности или ошибочности решений и рекомендаций мы рано или поздно получаем естественным путем, однако это длительный процесс, а главное, при действии, не подкрепленном научным прогнозом, утрачивается различие между применением «научного 20 Педагогика № 1, 2016 вывода» и действием методом «проб и ошибок». <...> Известно, что показатель истинности знания — соответствие теории и предсказанных ею фактов. <...> И теории здесь всякий раз интерпретируются и реализуются <...>