Рассматриваются вопросы организации взаимодействия Банка с клиентами, платежными системами, процессин говыми компаниями, банками-спонсорами и расчетными агентами. <...> Проектируются управленческие и экономические модели начала банком эмиссии, торгового эквайринга и выдачи наличных. <...> УДК 336.71:004 ББК 65.262.3с51 © Калистратов Н. В., 2009 © Пухов А. В., 2009 © ООО «Центр исследований платежных систем и расчетов», 2009 ISBN 978-5-94416-053-9 © ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2009 СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЯ КАРТБИЗНЕСА В РОССИИ Исторические факторы Современная ситуация Карточное подразделение — это центр прибыли или бэк-офис? <...> Методы и инструменты экономического анализа Построение экономической модели ДОХОДЫ И РАСХОДЫ КАРТОЧНОГО ЦЕНТРА ПРИБЫЛИ Управление доходами и расходами Доходы, цены, тарифы Характеристика доходов по видам Операции покупок Экономика эквайринга Характеристика мечанта Основные условия договора Автоматизация операций Выдача наличных и АТМ-эквайринг Расходы и их классификация Локализация затрат Пример расчета себестоимости эмиссионных операций Работа с активами и пассивами Планирование бизнеса Экономические тенденции РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАРПЛАТНОГО ПРОЕКТА Определение и основные характеристики зарплатного проекта Целевая аудитория Привлечение клиентов Этапы и методы подготовки и заключения соглашения Внедрение зарплатного проекта Эксплуатационный период Завершение зарплатного проекта Пример расчета экономической эффективности зарплатного проекта (модель доходности) Пример типового предложения зарплатного проекта НЕКОТОРЫЕ ОСНОВЫ КАРТОЧНОГО БИЗНЕСА Предмет анализа Каким образом входить в карточный бизнес? <...> Агент, ассоциированный (аффилированный) член или принципал Кредитные карты Сегментирование клиентской базы по показателям риска Продуктовая стратегия Visa International Продуктовая стратегия MasterCard WorldWide Методы продвижения кредитных карт Банкоматы Торговый <...>
Управление_карточным_бизнесом_в_коммерческом_банке.pdf
УДК 336.71:004
ББК
65.262.3с51
К14
Калистратов Н. В., Пухов А. В.
К14 Управление карточным бизнесом в коммерческом банке / Н. В. Калистратов,
А. В. Пухов. — М.: Маркет ДС, 2009. — 248 с. (Библиотека
Центра исследований платежных систем и расчетов).
ISBN 978-5-94416-053-9
Агентство CIP РГБ
Книга представляет собой обобщение управленческого опыта в области
платежных карт. Главное внимание уделено вопросам экономической оценки
бизнес-шагов, а также выстраиванию экономически эффективной стратегии
и тактики ведения бизнеса. Рассматриваются вопросы организации взаимодействия
Банка с клиентами, платежными системами, процессин говыми
компаниями, банками-спонсорами и расчетными агентами. Серьезное
внимание уделено анализу технологического оснащения, экономической
«эволюции» применяемых Банком технологий, а также различных технологических
альтернатив.
В качестве наиболее наглядных примеров развернуто рассматриваются
разработка банком зарплатного проекта и проекта выпуска кредитных карт.
Проектируются управленческие и экономические модели начала банком
эмиссии, торгового эквайринга и выдачи наличных.
Освещен целый ряд управленческих проблем, связанных с возникновением,
развитием и позиционированием картподразделения в Банке в целом.
Рассматриваются вопросы управленческих и экономических отношений
картбизнеса в Банке в целом.
Книга ориентирована на руководителей и управленческий персонал Банка
и картподразделений. Для банковских экономистов и лиц, занимающихся
планированием, управленческим учетом и аудитом, в том числе внутренним.
Для студентов старших курсов экономических вузов по специальности «Банковское
дело» или «Финансы и кредит».
УДК 336.71:004
ББК 65.262.3с51
© Калистратов Н. В., 2009
© Пухов А. В., 2009
© ООО «Центр исследований платежных
систем и расчетов», 2009
ISBN 978-5-94416-053-9
© ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2009
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЯ КАРТБИЗНЕСА В РОССИИ
Исторические факторы
Современная ситуация
Карточное подразделение — это центр прибыли или бэк-офис?
Методы и инструменты экономического анализа
Построение экономической модели
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ КАРТОЧНОГО ЦЕНТРА ПРИБЫЛИ
Управление доходами и расходами
Доходы, цены, тарифы
Характеристика доходов по видам
Операции покупок
Экономика эквайринга
Характеристика мечанта
Основные условия договора
Автоматизация операций
Выдача наличных и АТМ-эквайринг
Расходы и их классификация
Локализация затрат
Пример расчета себестоимости эмиссионных операций
Работа с активами и пассивами
Планирование бизнеса
Экономические тенденции
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАРПЛАТНОГО ПРОЕКТА
Определение и основные характеристики зарплатного проекта
Целевая аудитория
Привлечение клиентов
Этапы и методы подготовки и заключения соглашения
Внедрение зарплатного проекта
Эксплуатационный период
Завершение зарплатного проекта
Пример расчета экономической эффективности зарплатного проекта (модель доходности)
Пример типового предложения зарплатного проекта
НЕКОТОРЫЕ ОСНОВЫ КАРТОЧНОГО БИЗНЕСА
Предмет анализа
Каким образом входить в карточный бизнес?
Еще один специфический случай
5
5
8
11
12
16
21
21
22
24
32
40
43
44
46
48
50
52
54
64
70
71
74
74
74
75
77
82
84
86
87
94
96
96
99
104
Стр.3
4
Содержание
Visa и MasterCard
Diners Club и American Express
Институт спонсорства. Агент, ассоциированный (аффилированный) член или принципал
Кредитные карты
Сегментирование клиентской базы по показателям риска
Продуктовая стратегия Visa International
Продуктовая стратегия MasterCard WorldWide
Методы продвижения кредитных карт
Банкоматы
Торговый эквайринг
ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КАРТПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Внутрибанковское позиционирование
Логика развития и эволюция организационной структуры
Организационно-функциональная модель развернутого картподразделения
Обслуживание карточных клиентов
КАЧЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАРТОЧНОГО БИЗНЕСА В БАНКЕ
Зачем вообще нужны планы, цели и стратегии?
Формирование карточной стратегии
ОПЕРАЦИОННАЯ РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
Порядок ведения операций с банковскими картами в учреждениях банка
(эмиссия и обслуживание клиентских счетов)
Порядок выдачи наличных денежных средств держателям банковских карт
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДЛИННОСТИ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ
Основные отличительные особенности и характеристики карт VISA
Основные отличительные особенности и характеристики карт VISA Electron
Социальные карты Visa Electron (Visa Electron «Social Cards»),
Visa Electron «моментального выпуска» (Visa Electron Instant Issue)
Основные отличительные особенности и характеристики карт MasterCard
Основные отличительные особенности и характеристики карт MasterCard Electronic
Основные отличительные особенности и характеристики карт Maestro
Внешний вид карты Diners Club, эмитированной на территории США и Канады
Внешний вид карты Diners Club, эмитированной вне территории США и Канады
Отличительные особенности и основные характеристики карт Diners Club
Отличительные особенности и основные характеристики карт AMERICAN EXPRESS
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭМИССИИ БАНКОВСКИХ КАРТ И ОБ ОПЕРАЦИЯХ,
СОВЕРШАЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ
ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 266-П
105
109
110
113
116
117
118
120
123
126
127
127
141
144
147
159
161
164
180
181
210
215
215
219
220
224
225
227
228
229
229
231
233
Стр.4