ИСКУССТВО Иосиф ДАРСКИЙ Рыцарь печального образа (К 75-летию первого выступления Ф. <...> И. в опере «Дон Кихот») Странствующему испанскому рыцарю суждено было стать одним из последних созданий Шаляпина. <...> В этой роли впервые выступил он 19 февраля 1910 года в оперном театре Монте-Карло, а осенью того же года премьера оперы Массне состоялась в Большом театре, в Москве. <...> Шаляпин давно искал оперу с сильным драматическим характером, с ролью, которая позволила бы вновь раскрыться во всей полноте его вокальному и актерскому таланту. <...> Крупными оперными событиями предшествовавших лет стали его Мефистофель в одноименной опере Бойто, Демон в опере Рубинштейна и Филипп II в вердиевском «Дон Карлосе». <...> Шаляпин не был удовлетворен результатами своей работы и больше к этим ролям не возвращался, лишь в концертном репертуаре сохранилась у него ария Лепорелло. <...> В концертах он даже изредка исполнял «Прощание Вотана» из «Валькирии» или, к примеру, монологи Закса из«Майстерзингеров», но в целом вагнеровские оперы его не привлекали, а на вопрос товарища по сцене - Сергея Левика, - заданный Шаляпину много лет спустя, почему не поет он в операх немецкого композитора, ответил коротко: «Не люблю» 1 . <...> И вот в этот момент относительного «безролья», когда Шаляпин находился на гастролях в Монте-Карло, к нему явился известный либреттист Анри Кэн. <...> Решение Массне предложить исполнение бессмертного образа Сервантеса «огромному сибирскому медведю», как назвал себя впоследствии сам Шаляпин, описывая этот момент, было для певца несравненной честью. <...> Два года спустя, будучи в Париже, Шаляпин получил от Массне письмо, в котором композитор приглашал его к себе домой на прослушивание партитуры только что законченной оперы. <...> К тому моменту, когда зазвучали начальные аккорды последнего акта, мои всхлипывания были так 215 сильны, что Массне на минуту прервал игру и, взглянув на меня,воскликнул: - Шаляпин! <...> » . Сделав над собой усилие, Шаляпин продолжал <...>