Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Грани  / № 140 1986

Рыцарь печального образа. К 75-летию первого выступления Ф. И. Шаляпина в опере "Дон Кихот" (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДарский Иосиф
Страниц15
ID363807
АннотацияСтатья посвящена первому выступлению Ф. И. Шаляпина в опере Массне "Дон Кихот", состоявшегося 19 февраля 1910 года, в роли Дон Кихота
Дарский, И. Рыцарь печального образа. К 75-летию первого выступления Ф. И. Шаляпина в опере "Дон Кихот" / И. Дарский // Грани .— 1986 .— № 140 .— С. 214-228 .— URL: https://rucont.ru/efd/363807 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСКУССТВО Иосиф ДАРСКИЙ Рыцарь печального образа (К 75-летию первого выступления Ф. <...> И. в опере «Дон Кихот») Странствующему испанскому рыцарю суждено было стать одним из последних созданий Шаляпина. <...> В этой роли впервые выступил он 19 февраля 1910 года в оперном театре Монте-Карло, а осенью того же года премьера оперы Массне состоялась в Большом театре, в Москве. <...> Шаляпин давно искал оперу с сильным драматическим характером, с ролью, которая позволила бы вновь раскрыться во всей полноте его вокальному и актерскому таланту. <...> Крупными оперными событиями предшествовавших лет стали его Мефистофель в одноименной опере Бойто, Демон в опере Рубинштейна и Филипп II в вердиевском «Дон Карлосе». <...> Шаляпин не был удовлетворен результатами своей работы и больше к этим ролям не возвращался, лишь в концертном репертуаре сохранилась у него ария Лепорелло. <...> В концертах он даже изредка исполнял «Прощание Вотана» из «Валькирии» или, к примеру, монологи Закса из«Майстерзингеров», но в целом вагнеровские оперы его не привлекали, а на вопрос товарища по сцене - Сергея Левика, - заданный Шаляпину много лет спустя, почему не поет он в операх немецкого композитора, ответил коротко: «Не люблю» 1 . <...> И вот в этот момент относительного «безролья», когда Шаляпин находился на гастролях в Монте-Карло, к нему явился известный либреттист Анри Кэн. <...> Решение Массне предложить исполнение бессмертного образа Сервантеса «огромному сибирскому медведю», как назвал себя впоследствии сам Шаляпин, описывая этот момент, было для певца несравненной честью. <...> Два года спустя, будучи в Париже, Шаляпин получил от Массне письмо, в котором композитор приглашал его к себе домой на прослушивание партитуры только что законченной оперы. <...> К тому моменту, когда зазвучали начальные аккорды последнего акта, мои всхлипывания были так 215 сильны, что Массне на минуту прервал игру и, взглянув на меня,воскликнул: - Шаляпин! <...> » . Сделав над собой усилие, Шаляпин продолжал <...>