Рутгайзер Оценка рыночной стоимости клиентеллы – нематериального актива компании Библиотечка журнала «Имущественные отношения в Российской Федерации» МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА С.Н. <...> Авдеев, Н.А. Козлов, В.М. Рутгайзер ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ КЛИЕНТЕЛЛЫ – НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА КОМПАНИИ Библиотечка журнала «Имущественные отношения в Российской Федерации» МОСКВА 2006 1 УДК 336.256(470+571) ББК 65.053(2Рос) А 18 Авдеев С.Н., Козлов Н.А., Рутгайзер В.М. <...> . В первой работе авторов, посвященной проблемам, связанным с клиентеллой, «Клиентелла: нематериальный актив и информационная база прогнозирования развития компании» рассматривались методы построения отчетных и прогнозных значений выручки компании, исходя из анализа характеристик ее клиентской базы, однако вопросы оценки стоимости самой клиентеллы в этой работе не обсуждались. <...> Настоящая брошюра посвящена именно оценке стоимости клиентеллы. <...> На основе данных, полученных с использованием этого метода, исследуется зависимость стоимости клиентеллы от различных факторов, в частности от характеристик клиентской базы компании. <...> На примере реального предприятия показано, как может быть произведена оценка стоимости клиентеллы в случае, если доступная информация о нем является неполной. <...> 38 Опыт оценки клиентеллы реальной компании (ОАО «Х») . <...> Характеристики «смертности» клиентской базы реальной компании (ОАО «Х»). <...> Нематериальные активы в составе действующего предприятия . <...> 65 3 КЛИЕНТЕЛЛА КАК НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ «Клиентелла – это наличие постоянных клиентов у предприщена и первая работа авторов по этой проблеме2. <...> Настоящая брошюра посвящена именно оценке стоимости клиентелы. <...> Речь идет о правомерности использования термина «нематериальные активы». <...> 2 См. нашу брошюру: Клиентелла: нематериальный актив и информационная база прогнозирования развития компании. <...> И мы не можем себе представить, что использование термина «материальные активы» вместо понятия <...>
ОЦЕНКА_РЫНОЧНОЙ_СТОИМОСТИ_КЛИЕНТЕЛЛЫ_–_НЕМАТЕРИАЛЬНОГО_АКТИВА_КОМПАНИИ.pdf
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ
ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА
С.Н. Авдеев, Н.А. Козлов, В.М. Рутгайзер
ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
КЛИЕНТЕЛЛЫ – НЕМАТЕРИАЛЬНОГО
АКТИВА КОМПАНИИ
Библиотечка журнала
«Имущественные отношения в Российской
Федерации»
МОСКВА 2006
1
Стр.2
УДК 336.256(470+571)
ББК 65.053(2Рос)
А 18
Авдеев С.Н., Козлов Н.А., Рутгайзер В.М.
А 18
Оценка рыночной стоимости клиентеллы – нематериального
актива компании. – М.: Международная академия
оценки и консалтинга, 2006. – 73 с. – (Библиотечка журнала
«Имущественные отношения в Российской Федерации»).
В первой работе авторов, посвященной проблемам, связанным с
клиентеллой, «Клиентелла: нематериальный актив и информационная
база прогнозирования развития компании» рассматривались
методы построения отчетных и прогнозных значений выручки
компании, исходя из анализа характеристик ее клиентской базы,
однако вопросы оценки стоимости самой клиентеллы в этой работе
не обсуждались.
Настоящая брошюра посвящена именно оценке стоимости клиентеллы.
Авторами предложен новый метод оценки этого актива.
На основе данных, полученных с использованием этого метода,
исследуется зависимость стоимости клиентеллы от различных факторов,
в частности от характеристик клиентской базы компании. На
примере реального предприятия показано, как может быть произведена
оценка стоимости клиентеллы в случае, если доступная информация
о нем является неполной.
УДК 336.256(470+571)
ББК 65.053(2Рос)
© Авдеев С.Н., Козлов Н.А., Рутгайзер В.М., 2006
© Международная академия оценки и консалтинга, 2006
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Клиентелла как нематериальный актив ...................................... 4
Определение задачи .................................................................... 9
Внешние и внутренние нематериальные активы...................... 10
Клиентская база и риски, связанные с нематериальными
активами .................................................................................... 17
Существующие методы оценки стоимости клиентской базы
и их недостатки ......................................................................... 20
Метод оценки стоимости клиентской базы на основе
установления меры снижения риска......................................... 25
Случай, когда кривая смертности имеет экспоненциальный
вид............................................................................. 33
Модельные расчеты стоимости клиентеллы по условному
ОАО «Эра .................................................................................. 38
Опыт оценки клиентеллы реальной компании (ОАО «Х») ...... 51
Приложения
1. Кривые выживаемости...................................................... 58
2. Характеристики «смертности» клиентской базы реальной
компании (ОАО «Х»)............................................................ 62
3. Нематериальные активы в составе действующего
предприятия .......................................................................... 65
3
Стр.4