Психология профессионального общения оперативных сотрудников полиции с гражданами Под редакцией доктора психологических наук, доктора медицинских наук, профессора Г.С. Човдыровой Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Закон и право Москва 2015 УДК 343.955(075.8) ББК 88.573.3я73 П86 Авторы: Г.С. Човдырова, В.Л. Кубышко, С.К. Клименко, Т.С. Клименко, Н.Д. Эриашвили, В.В. Борисенко Рецензенты: доктор психологических наук, профессор В.Л. Цветков доктор юридических наук, кандидат медицинских наук Г.Б. Калманов Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники П86 сотрудников полиции с гражданами: учеб. пособие для студентов Психология профессионального общения оперативных вузов / [Г.С. Човдырова и др.]; под ред. <...> © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2013 Psihologiya:Layout 1 04.06.2013 18:40 Page 3 ВВЕДЕНИЕ Общение сотрудников органов внутренних дел (ОВД) с населением в настоящее время происходит в напряженных социально-политических и экономических условиях, резко осложняющих криминальную ситуацию в стране. <...> На этом этапе важными задачами становятся выявление и развитие коммуникативных способностей и умений оперативного сотрудника ОВД, так как часто эти возможности могут выступить гарантией эффективного выполнения им своих профессиональных обязанностей в ситуации напряженного общения с гражданами. <...> Мы сосредоточили наше внимание на оперативных сотрудниках полиции, так как именно им в первую очередь приходится сталкиваться с наиболее криминогенной частью населения. <...> Так, в минуты опасности вожак издает условный крик, побуждающий стаю пуститься в бегство; существует и достаточно <...>
Психология_профессионального_общения_оперативных_сотрудников_полиции_с_гражданами._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 343.955(075.8)
ББК 88.573.3ÿ73
Ï86
Авторы:
Ã.Ñ. Човдырова, Â.Ë. Êóáûøêî, Ñ.Ê. Êëèìåíêî,
Т.С. Клименко, Н.Д. Эриашвили, В.В. Борисенко
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор В.Л. Цветков
доктор юридических наук, кандидат медицинских наук Г.Б. Калманов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
П86 сотрудников полиции с гражданами: учеб. пособие для
студентов
Психология профессионального общения оперативных
вузов / [Ã.Ñ. Човдырова и äð.]; под ðåä.
Ã.Ñ. Човдыровой. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ: Закон и ïðàâî,
— 127 ñ.
2015.
I. Човдырова, Гульшат Сулеймановна, ред.
ISBN 978-5-238-02446-2
Агентство CIP РГБ
На основе экспериментальных данных представлена диагностика
качества общения оперативных сотрудников полиции с гражданами. Разработаны
рекомендации для развития преимущественно невербальной
диагностики (восприятия) при общении оперативных сотрудников полиции
с различными категориями граждан для получения от них информации,
необходимой при расследовании и раскрытии различных преступлений.
Для
студентов юридических вузов, а также психологов и сотрудников
правоохранительных органов.
ББК 88.573.3ÿ73
ISBN 978-5-238-02446-2
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2013
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания
(ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или любой
ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернетсети,
запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2013
Стр.3
Psihologiya:Layout 1 04.06.2013 18:40 Page 129
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Особенности коммуникации сотрудников органов
внутренних дел с гражданами, виды, функции, барьеры общения.
Зарубежный опыт по основам коммуникации полицейских. . . . . . . . 7
1.1. Общая психологическая характеристика
профессионального общения оперативных сотрудников полиции
ОВД и виды коммуникативных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Функции общения в профессиональной деятельности
сотрудников органов внутренних дел и психологические барьеры
в установлении и поддержании доверительных отношений
с населением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3. Профессиональные основы коммуникации оперативных
сотрудников с гражданами, сотрудничающими по контракту
(зарубежный и отечественный опыт) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
1.4. Принципы, методы, задачи общения и требования,
предъявляемые к оперативному сотруднику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
1.5. Профессиональная этика российского полицейского
как основа грамотного коммуникативного поведения с гражданами. . . 46
Глава 2. Характеристика и этапы проведения эксперимента.
Выбор методов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
2.1. Методологические принципы и основные методики
диагностики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
2.2. Психодиагностические методики, использованные в работе. . . 60
Глава 3. Психодиагностика психологических профессионально
важных качеств оперативных сотрудников полиции и граждан
по общению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
3.1. Разработка психограммы граждан и требований,
предъявляемых к ним при общении с оперативниками . . . . . . . . . . . 67
3.2. Анализ результатов экспериментальных данных
психологического тестирования граждан и оперативных
сотрудников полиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
3.3. Методические рекомендации по психологическому
профессиональному общению оперативных сотрудников органов
внутренних дел с гражданами на основе проведенного
эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Приложение 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
Приложение 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Приложение 4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Приложение 5. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
Приложение 6. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Приложение 7. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Стр.130