Приведены особенности организации и управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой, розничной торговли, торгово-посреднических структур, потребительской кооперации. <...> Коммерческая деятельность является инструментом, позволяющим предприятию достичь желаемого результата. <...> Этот результат становится лучше только при условии, что формирование ассортимента товара осуществляется с учетом потребности рынка. <...> Поэтому так важно определение стратегии ведения коммерческой деятельности и внедрение коммерческих инноваций. <...> В странах в различные периоды времени коммерческая деятельность развивалась поразному. <...> На каждом этапе развития рыночных отношений формировалась особая концепция предпринимательства, на основе которой коммерческие организации вели свою деятельность. <...> Основное внимание в этом учебном пособии отведено рассмотрению организации коммерческой деятельности предприятия, действующего на основе нового комплексного подхода к управлению в оптовой и розничной деятельности. <...> Организационное построение отделов коммерческой службы представлено на схемах. <...> Новизной главы является защита коммерческой информации и приведенные модели электронной коммерции. <...> Особенности организации и управления коммерческой деятельностью предприятий оптовой, розничной торговли, торгово-посреднических структур рассмотрены в г л а в е 5. <...> Организация и управление коммерческой деятельностью в оптовой торговле включает задачи, принципы и методы управления оптовой деятельностью по закупкам и продажам товаров. <...> Важнейшим элементом этих моделей является коммерческие инновации. <...> Качество организации коммерческой деятельности представлено в инфраструктуре рынка в г л а в е 9; здесь рассматриваются включает лизинговые и арендные отношения, банковские и факторинговые операции. <...> Приведены методы расчетов лизинговых платежей и характеристики основных видов услуг в рамках факторинговой сделки. <...>
Организация_коммерческой_деятельности_предприятий._По_отраслям_и_сферам_применения._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 339.3:339.14(075.8)
ББК 65.422.1-32ÿ73
Í65
Никулина, Надежда Николаевна.
Í65
Организация коммерческой деятельности предприятий.
По отраслям и сферам применения: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по направлению «Торговое дело» /
Í.Í. Íèêóëèíà, Ë.Ô. Суходоева, Í.Ä. Эриашвили. — Ì.:
ЮНИТИ-ДАНА,
2015. — 319 ñ.
I. Суходоева, Лариса Федоровна.
II. Эриашвили, Нодари Дарчоевич.
ISBN 978-5-238-02319-9
Агентство CIP РГБ
Рассмотрены основы организационно-правовых форм функционирования
предприятий по отраслям и сферам применения. Приведены особенности
организации и управления коммерческой деятельностью предприятий
оптовой, розничной торговли, торгово-посреднических структур,
потребительской кооперации. Рассмотрены планы закупочной деятельности
и специфика планирования сбыта на разных предприятиях, формирование
ассортимента, организация закупок, поставок, товародвижения и
сбыта товаров, сервисного обслуживания в предприятиях по отраслям
народного хозяйства и сферам коммерческой деятельности.
В конце каждой главы предложены бизнес-кейсы и контрольные
вопросы для самопроверки и оценки уровня усвоения теоретического и
практического материала.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведениях,
обучающихся по направлению 100700 «Торговое дело», по профилям
«Коммерция (по отраслям)», «Электронная коммерция», «Товароведение
и экспертиза товаров», «Логистика в торговой деятельности», «Маркетинг
в торговой деятельности».
ББК 65.422.1-32ÿ73
ISBN 978-5-238-02319-9
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2012
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или
какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в
интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2012
Стр.3
Оглавление
Введение
Глава 1. Организационно-правовые формы функционирования
предприятий по отраслям и сферам применения
1.1. Типологии предприятий
1.2. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой
формы предприятия
1.3. Типы объединений предприятий
1.4. Организационный механизм холдинговых компаний
Контрольные вопросы
Практические задания
Глава 2. Организация коммерческих служб и управление
коммерческой деятельностью предприятий
12
17
20
26
27
29
2.1. Принципы и факторы формирования коммерческих служб 30
2.2. Организационное построение отделов коммерческой службы 35
2.3. Организационный механизм формирования многоуровневой
системы управления холдингом
Контрольные вопросы
Практические задания
3.1. Роль информации в управлении коммерцией
3.2. Источники коммерческой информации для организации
хозяйственных связей с контрагентами
3.3. Автоматизация процесса информационного обеспечения
коммерции
3.4. Технические средства сбора, обработки и передачи
информации
3.5. Защита коммерческой информации
3.6. Сущность и модели электронной коммерции
Контрольные вопросы
Практические задания
Глава 4. Планирование снабжения, сбыта и организации
коммерческой деятельности на предприятиях
4.1. Планирование снабжения и закупочной деятельности
на предприятии
38
41
42
Глава 3. Информационное обеспечение коммерческой
деятельности 47
48
54
56
61
63
66
68
69
70
71
3
8
9
Стр.318
4.2. Планирование сбыта. Специфика сбыта на различных
предприятиях
4.3. Организация коммерческой деятельности предприятия
4.4. Стимулирование сбыта
Контрольные вопросы
Бизнес-кейс
77
87
92
96
97
Глава 5. Особенности организации и управления
коммерческой деятельностью предприятий оптовой,
розничной торговли, торгово-посреднических структур 98
5.1. Коммерческая деятельность в оптовой торговле:
организация и управление
5.2. Коммерческая деятельность по оптовым закупкам
и продажам товаров
5.3. Комплексный подход к управлению рисками
в оптовой коммерческой деятельности
5.4. Коммерческая деятельность в розничной торговле:
организация и управление
5.5. Эффективность коммерческой деятельности розничного
торгового предприятия
5.6. Торгово-посредническая деятельность на рынке товаров:
организация и управление
5.7. Механизм проведения торгов на аукционах
Контрольные вопросы
Практические задания
Глава 6. Особенности формирования ассортимента
по отраслям народного хозяйства и сферам
коммерческой деятельности
6.1. Ассортимент: параметры, последовательность
и формирование
6.2. Маркетинговая сбытовая стратегия
6.3. Организация закупок и поставок товаров
99
104
110
113
118
126
143
150
150
154
155
160
166
Бизнес-кейс «Особенности поставок и товародвижения продукции» 177
Практическое задание
194
Глава 7. Модели построения и ведения коммерческой
деятельности предприятий. Коммерческие инновации 196
7.1. Сущность моделей построения и ведения коммерческой
деятельности предприятий
7.2. Переменные, характеризующие модели построения
и ведения коммерческой деятельности предприятий
7.3. Методы и концепции построения и ведения
коммерческой деятельности предприятий
318
197
203
209
Стр.319
7.4. Коммерческие инновации
7.5. Методы оценки стратегических инноваций
Бизнес-кейс «Построение и ведение коммерческой деятельности
организации»
Контрольные вопросы
Глава 8. Анализ и стратегическое планирование
коммерческой деятельности предприятия
8.1. Анализ и оценка внешней и внутренней среды
коммерческого предприятия
211
214
223
230
232
233
8.2. Цель и функции стратегического планирования
коммерческой деятельности: преимущества и недостатки 243
8.3. Анализ базовых стратегий основных конкурентов
Контрольные вопросы
Глава 9. Организация коммерческой деятельности
в инфраструктуре рынка
9.1. Организация лизинговой компании
9.2. Арендные отношения и лизинг: основные понятия
9.3. Разновидности лизинга. Методы расчета лизинговых
платежей
9.4. Организация коммерческой деятельности кредитной
организации
9.5. Характеристика банковских операций
9.6. Факторинг
9.7. Характеристика основных видов услуг в рамках
факторинговой сделки
Контрольные вопросы
Практические задания
Тесты
Библиографический список
248
255
Бизнес-кейс «Анализ коммерческой деятельности предприятия» 255
268
269
274
280
284
290
294
303
307
308
310
314
319
Стр.320