ISBN 978-5-238-02302-1 Агентство CIP РГБ Авторы с учетом компетентностного подхода излагают основы юридической психологии, дают многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению юридико-психологической работы кадров правоохранительных, правоприменительных структур. <...> В ней показана взаимосвязь юридической психологии с деятельностью не только следователя, но и иных профессионалов правоохранительных органов, обоснована необходимость овладения юридико-психологическими знаниями; раскрываются теоретико-методологические основы юридической психологии, ее базовые понятия и феноменология, история возникновения и развития юридической психологии, ее современная структура как науки. <...> В главе 4 кратко рассматриваются вопросы психологии юридического труда — области юридической психологии, исследующей психологические закономерности формирования профессиональной юридической компетентности при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению «юриспруденция», а также проблемы, связанные с профессиограммой — объективных характеристик деятельности и психограммой — профессионально значимых свойств и качеств, необходимых для оценки и отбора кандидатов для органов (учреждений) правоохраны (следователей, прокуроров, судей, адвокатов, нотариусов и т.д.) <...> В рамках общей теории оперативно-разыскной деятельности в главе 5 освещаются актуальные проблемы оперативно-разыскной психологии, дается общая характеристика личности и деятельности оперативного сотрудника (конструктивная, познавательная, организационная, коммуникативная). <...> Рассмотрена психологическая сущность основных оперативно-разыскных мероприятий: подготовки и проведения опроса, наведения справок, оперативного наблюдения, оперативного внедрения, оперативного эксперимента и др.; приводятся специальные психологические техники (способы, приемы) активизации оперативно-разыскной <...>
Юридическая_психология._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК [159.9:34](075.8)
ББК 88.4ÿ73-1
Þ70
Колле ктив а в т о р о â:
È.È. Àìèíîâ, Í.À. Äàâûäîâ, Ê.Ã. Äåäþõèí,
À.Â. Êîêóðèí, Â.Ë. Êóáûøêî, Í.Ä. Эриашвили
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Ю70 обучающихся по специальности «Юриспруденция» /
[È.È. Аминов и äð.]. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 415 ñ.
Юридическая психология: учебник для студентов вузов,
2015.
ISBN 978-5-238-02302-1
Агентство CIP РГБ
Авторы с
учетом компетентностного подхода излагают основы
юридической психологии, дают многочисленные рекомендации психологического
характера по улучшению юридико-психологической работы
кадров правоохранительных, правоприменительных структур.
Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями
новых государственных образовательных стандартов и программ изучения
юридической психологии в вузах юридического и правоохранительного
профилей.
Для студентов, слушателей, курсантов, адъюнктов, преподавателей,
работников правоохранительных органов, судов, прокуратуры, органов
внутренних дел, налоговой службы, адвокатуры.
ББК 88.4ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02302-1
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2012
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2012
Стр.3
Предисловие
Глава 1. Характеристика юридической психологии как науки
1.1. Юридическая психология в системе научного
знания и правовой практики
1.1.1. Предмет юридической психологии
1.1.2. Задачи юридической психологии
1.1.3. Взаимосвязь юридической психологии с другими
науками и правовой практикой
1.1.4. Структура и принципы юридической психологии
1.2. История и современное состояние зарубежной
юридической психологии
1.2.1. Предыстория юридической психологии за рубежом
1.2.2. Зарождение зарубежной юридической психологии
3
6
6
6
9
9
11
13
13
16
1.2.3. Современное состояние зарубежной юридической
психологии 20
1.3. Становление юридической психологии в России
1.3.1. Предыстория юридико-психологических знаний
1.3.2. Психологизация отечественного судопроизводства
во второй половине XIX â.
1.3.3. Отечественные юридико-психологические
исследования в первой половине ХХ в.
1.4.1. Понятие метода в юридической психологии.
Классификация методов
1.4.2. Метод наблюдения
1.4.3. Метод беседы
1.4.4. Анкетный метод
1.4.5. Метод изучения документов и продуктов
деятельности испытуемых
1.4.6. Биографический метод
1.4.7. Метод обобщения независимых характеристик
1.4.8. Анализ материалов гражданского, административного
или уголовного дела
1.4.9. Метод тестирования
1.4.10. Эксперимент
1.4.11. Метод экспертных оценок
410
23
23
29
42
1.3.4. Современное состояние отечественной юридической
психологии 46
1.4. Методы юридической психологии
49
49
50
51
52
52
52
52
53
53
54
56
Стр.411
1.4.12. Правомерность применения и значение методов
юридической психологии
Контрольные вопросы
Литература
Глава 2. Правовая и превентивная психология
2.1. Проблемы правовой психологии
2.1.1. Понятие правовой психологии
2.1.2. Правовая социализация личности
2.1.3. Дефекты в правовой социализации личности
2.1.4. Правовое воспитание личности
2.1.5. Правовая культура общества и личности
2.1.6. Условия эффективности функционирования
правовых норм
2.2. Проблемы превентивной психологии
2.2.1. Понятие и задачи превентивной психологии
2.3.1. Аддикция и социальное неравенство как условия
девиации
2.3.2. Алкоголизм
2.3.3. Наркомания
2.3.4. Игромания
2.3.5. Экстремизм
56
56
57
59
59
59
60
63
66
68
69
72
72
2.2.2. Психологическая характеристика девиантного
поведения 73
2.3. Психопрофилактика социальной патологии
75
75
76
79
81
82
2.4. Система предупреждения преступлений среди
несовершеннолетних 88
2.4.1. Проблемы и принципы предупреждения
преступлений среди несовершеннолетних
2.4.2. Докриминальный уровень профилактического
воздействия на несовершеннолетних
2.4.3. Предкриминальный уровень коррекции
криминального поведения подростков
2.4.5. Посткриминальный уровень предупреждения
преступности несовершеннолетних
Контрольные вопросы
Литература
Глава 3. Криминальная психология
3.1. Наука о личности преступника и преступном
поведении
3.1.1. Значение криминальной психологии
3.1.2. Понятие «ïðåñòóïíèê»
3.1.3. Психологические теории причин преступности и
личности преступника
3.1.4. Типология личности преступника
411
88
89
93
2.4.4. Криминальный уровень профилактики преступлений
несовершеннолетних 95
96
100
100
102
102
102
103
104
109
Стр.412
3.2. Психологическая защита в преступном поведении
3.2.1. Понятие психологической защиты
3.2.2. Отрицание ответственности
3.2.3. Отрицание вреда
3.2.4. Отрицание наличия жертвы
3.2.5. Осуждение осуждающих
3.2.6. Обращение к более важным обязательствам
3.3. Психологические особенности основных категорий
преступников
3.3.1.Корыстная преступность
3.3.2. Насильственная преступность
3.3.3. Преступность среди женщин
3.3.4. Преступления по неосторожности
3.4. Психология преступных групп
3.4.1. Виды преступных формирований
3.4.2. Психологическая характеристика организованных
преступных групп
112
112
114
115
115
116
117
118
118
121
127
129
131
131
132
3.4.3. Психологическая характеристика преступного
сообщества 136
3.5. Психологическая характеристика потерпевшего
3.5.1. Причины изучения психологии потерпевшего
3.5.2. Психологические исследования индивидуальноличностных
и поведенческо-психологических
особенностей потерпевшего
Контрольные вопросы
Литература
Глава 4. Психология юридического труда
4.1. Задачи психологии юридического труда
4.2. Общая характеристика деятельности юриста
4.2.1. Классификация видов юридической деятельности
и ее специфика
4.2.2. Специфика юридической деятельности
4.2.3. Профессиограмма и психограмма юридической
деятельности
4.3. Психология труда юрисконсульта
4.3.1. Понятие и принципы юридического
консультирования
4.3.2. Виды юридического консультирования
4.3.3. Психологические факторы эффективного
139
139
139
142
143
145
145
146
146
148
149
152
152
154
консультирования 156
4.3.4. Психологические особенности стадий юридического
консультирования 159
4.3.5. Психотехника юридического консультирования
Контрольные вопросы
Литература
412
166
179
179
Стр.413
Глава 5. Оперативно-разыскная психология
5.1. Психологическая характеристика оперативноразыскной
деятельности
5.1.1. Понятие оперативно-разыскной деятельности
5.1.2. Психологический профессионализм оперативного
сотрудника
5.2. Психология оперативно-разыскных мероприятий
5.2.1. Виды оперативно-разыскных мероприятий
5.2.2. Подготовка и проведение опроса
5.2.3. Наведение справок
5.2.4. Оперативное наблюдение
5.2.5. Оперативное внедрение
5.2.6. Оперативный эксперимент
Контрольные вопросы
Литература
Глава 6. Психология расследования преступлений
6.1. Понятие психологии расследования преступлений
6.2. Психология личности и деятельности следователя
6.2.1. Общая характеристика профессиональной
деятельности следователя
6.2.2. Профессионально значимые качества следователя
6.3. Психология следственных действий
6.3.1. Понятие следственного действия
6.3.2. Осмотр
6.3.3. Освидетельствование
6.3.4. Обыск и выемка
6.3.5. Допрос
6.3.6. Очная ставка
6.3.7. Предъявление для опознания
6.3.8. Проверка показаний на месте
6.3.9. Следственный эксперимент
6.3.10. Использование результатов ОРД в следственных
действиях
6.4. Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений
6.4.1. Нетрадиционные методы и их особенности
6.4.2. Аудиовизуальная экспресс-оценка истинности
показаний
6.4.3. Метод психолингвистического анализа утверждений
6.4.4. Почерк как регистратор психологического стресса
6.4.5. Использование специальных полиграфологических
исследований
6.4.6. Разработка разыскного психологического портрета
предполагаемого преступника (профилирование)
6.4.7. Активизация памяти свидетелей и потерпевших на
основе гипнорепродукции
6.4.8. Использование специальных знаний экстрасенса
Контрольные вопросы
Литература
413
181
181
181
183
185
185
186
193
196
202
204
207
208
209
209
210
210
211
212
212
212
216
217
224
232
238
247
249
252
257
257
259
262
265
267
272
277
279
283
283
Стр.414
Глава 7. Проблемы судебно-психологической экспертизы
7.1. Общая характеристика судебно-психологической
экспертизы
7.1.1. Задачи, предмет и компетенция судебнопсихологической
экспертизы
7.1.2. Основания назначения и проведения СПЭ
7.2. Виды судебно-психологической экспертизы
7.2.1. Классификация СПЭ
7.2.2. СПЭ способности воспринимать важные для дела
обстоятельства
7.2.3. СПЭ физиологического аффекта и других психических
состояний
7.2.4. СПЭ потерпевших по делам об изнасиловании
7.2.5. СПЭ индивидуально-психологических особенностей
7.2.6. СПЭ несовершеннолетних обвиняемых
7.2.7. СПЭ для установления социально-психологической
структуры преступной группы
7.2.8. СПЭ по делам о происшествиях, связанных с
управлением техникой
7.2.9. Посмертная СПЭ
7.2.10. СПЭ в составе комплексных экспертиз
Контрольные вопросы
Литература
Глава 8. Психология судопроизводства по уголовным делам
8.1. Понятие психологии судопроизводства
8.2. Общая характеристика психологической структуры
судебной деятельности
8.2.1. Конструктивная деятельность суда
8.2.2. Познавательная деятельность суда
8.2.3. Организационная деятельность суда
8.2.4. Коммуникативная деятельность суда
8.3. Требования, предъявляемые к нравственным и
психологическим качествам участников
судопроизводства
8.3.1. Нравственные и психологические особенности судьи
8.3.2. Нравственно-психологические качества
государственного обвинителя
8.3.3. Профессиональные и нравственнопсихологические
требования, предъявляемые к
адвокату-защитнику
8.4. Социально-психологические особенности судопроизводства
с участием присяжных заседателей
8.4.1. Функции и специфика суда присяжных
8.4.2. Возрастной состав коллегии присяжных заседателей
8.4.3. Разнородный состав коллегии присяжных заседателей
414
286
286
286
290
292
292
293
296
298
301
302
304
305
306
309
311
312
313
313
314
314
316
320
321
321
321
325
331
336
336
338
339
Стр.415
8.4.4. Количественный состав коллегии присяжных
заседателей 339
8.4.5. Качественный состав коллегии присяжных
заседателей 340
8.4.6. Уровень социально-психологического развития
коллегии присяжных заседателей как социальной
группы 341
8.5. Психологические особенности судопроизводства на
отдельных его этапах
8.5.1. Психологические аспекты изучения материалов дела
8.5.2. Психологические особенности судебного следствия
8.5.3. Психология прений сторон
8.5.4. Психологические особенности судебного приговора
(вердикта)
Контрольные вопросы
Литература
Глава 9. Исправительная психология
347
347
348
358
368
371
371
373
9.1. Понятие исправительной (пенитенциарной)
психологии 373
9.2. Психологическая характеристика сотрудника
исправительного учреждения
9.2.1. Психологические требования к личности персонала
пенитенциарных учреждений
9.2.2. Профессиональная деформация личности
сотрудников исправительных учреждений
9.3. Психологические проблемы наказания и
исправления преступников
9.3.1. Отношение осужденных к наказанию и его
последствия
9.3.2. Сущность и содержание исправления осужденных
9.4. Психологическое изучение и коррекция личности
осужденного
9.4.1. Динамика психических состояний осужденных
9.4.2. Статусно-групповая категоризация в среде
осужденных
9.4.3. Теоретические предпосылки изучения личности
осужденного
9.4.4. Типологизация личности осужденных
9.4.5. Индивидуально-профилактическая работа с
осужденными
9.4.6. Личность осужденного к моменту и после
освобождения
Контрольные вопросы
Литература
Библиографический список
415
374
374
378
381
381
386
388
388
390
391
394
398
402
405
406
407
Стр.416