Эпикур Ж уткий случай произошел недавно в Москве. <...> Совокупность нравов и норм называют в этике нравственно 7 Характеризуя соотношение этики и морали, французский философ Поль Рикер отмечает: Таким образом, я предлагаю употреблять термин «этика» по отношению к сфере блага и термин «мораль» по отношению к сфере долженствования. <...> Нравственные нормы были дарованы человечеству первый раз 3500 лет назад через пророка Моисея, второй — 2000 лет назад через Иисуса Христа. <...> Сократ просил своих друзей привести примеры мужества, чтобы выяснить, что это такое. <...> Размышляя о человеке, о знании, мужестве и других его добродетелях, Сократ не хочет упрощений, поверхностных суждений. <...> Вполне понятно, что этика невозможна без философского постижения человека, его природы и его предназначения на земле. <...> — Тема 1 МОРАЛЬ БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Человеческая жизнь только тогда на что-то годится, только тогда определена добродетелями, когда эти последние только к тому и устремлены и тому способствуют, чтобы осуществить желанное и должное, следовать за ними и так подчинить себя «идеальному». <...> Уникальность человека Э тика тесно связана с философским постижением человека. <...> Фромм исходил из того, что именно нарушение моральных норм приводит к эмоциональному и психическому распаду. <...> Этику можно рассматривать как «искусство жить», которое основано на философском постижении человека, его неповторимости. <...> Вот и мне однажды сказали: «Хороший ты парень, только постарайся быть как все…» 1 Фромм Э. <...> Мораль — бесценное достояние человека 15 Перелистываю страницы философских сочинений. <...> Мораль — бесценное достояние человека 17 Человек не только природное, но и общественное существо. <...> Это даже не благородство, Мораль — бесценное достояние человека 19 а обычное поведение, подсказанное природой. <...> Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804) определял стыд как страх из опасения заслужить презрение присутствующего <...>
Этика._Уч-к_для_СПУЗ_Гриф_УМЦ_Проф._уч-к_(Серия_Учебники_профессора_П.С._Гуревича).pdf
УДК 17(075.32)
ББК 87.7ÿ723
Ã95
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Гуревич, Павел Семенович.
Ã95
Этика: учебник для средних профессиональных учебных
заведений / Ï.Ñ. Ãóðåâè÷. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
351 ñ. — (Ñåðèÿ «Ó÷åáíèêè профессора Ï.Ñ. Ãóðåâè÷à»)
2015. —
ISBN 5-238-00906-2
Агентство CIP РГБ
Что такое добро и зло? Возможно ли избавиться от зла? Откуда взялись
нравственные предписания? Способен ли человек жить по заповедям,
которые он провозглашает? Вот неполный круг вопросов, которые
осмысливаются в специфической области философского знания — этике.
Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы сделать возможными
этически (нравственно) правильные поступки. Этика помогает пробуждению
оценивающего сознания. В учебнике рассказывается о том, как от
столетия к столетию развивались представления людей о добре и зле, о
различных святынях, о должном нравственном поведении.
Учебник предназначен для студентов средних профессиональных
учебных заведений, учащихся старших классов, а также широкого круга
читателей.
ББК 87.7ÿ723
ISBN 5-238-00906-2
© Ï.Ñ. Ãóðåâè÷, 2005
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005
Воспроизведение всей книги или любой
ее части любыми средствами или в какойлибо
форме, в том числе в Интернет-сети,
запрещается без письменного разрешения
издательства.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
Тема 1. МОРАЛЬ — БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА 14
1.1. Уникальность человека
1.2. Стыд
1.3. Феномен совести
1.4. Авторитарная и гуманистическая совесть
1.5. О совести и бессовестности
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ
2.1. Возможна ли жизнь общества без морали?
2.2. Познай ñåáÿ!
2.3. Как появилась ìîðàëü?
2.4. «Золотое правило нравственности»
Тема 3. ДОБРО И ЗЛО
3.1. Человек — арена борьбы добра и зла
Тема 4. ЦЕННОСТИ КАК ЖИЗНЕННАЯ
И ПРАКТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
4.1. Аксиология
4.2. Связь поколений как нравственная идея
4.3. Стили жизни и проблема самоидентификации
Тема 5. ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ
5.1. Жизнь — драгоценный дар
5.2. Благоговение перед жизнью
5.3. Разные концептуальные подходы к проблеме
смысла жизни
5.4. Смысл жизни и ответственность
5.5. Психологическое содержание проблемы
смысла жизни
5.6. Проблема смысла жизни в русской философии
Тема 6. СМЕРТЬ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
6.1. Страх перед смертью
6.2. Преодоление смерти
6.3. Идеализация смерти
6.4. Смерть и бессмертие
6.5. Проблемы эвтаназии
Тема 7. СЧАСТЬЕ КАК НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
7.1. Что такое ñ÷àñòüå?
7.2. Аристотель о счастье
14
21
25
29
32
37
37
39
42
49
55
55
70
70
72
77
92
92
95
97
105
107
111
117
117
120
128
130
132
136
136
137
Стр.350
350
7.3. Потребность в счастье
7.4. Западноевропейские философы XIX—XX ââ.
о счастье
Тема 8. ЭТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ
8.1. Нравственность античной эпохи
8.2. Жизнь Сократа и ее смысл
8.3. Понятия добродетели и порока
8.4. Удовольствие как критерий счастья
8.5. Искания античной этики
Тема 9. ЭТИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
9.1. Христианская этика
9.2. Нравственный опыт Средневековья
Тема 10. ГУМАНИЗМ КАК ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
10.1. Коллизии гуманизма
10.2. Историческая ответственность гуманизма
10.3. Виды гуманизма
10.4. Процесс дегуманизации
Тема 11. ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
11.1. Преобладающая роль общественного блага
11.2. Свобода воли
11.3. Единство свободы и необходимости
11.4. Добровольное подчинение человеческой воли
законам
Тема 12. ЭТИКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
12.1. Общий воспитательный пафос эпохи
12.2. Идея нравственного воспитания Ж.-Ж. Руссо
12.3. Этическая концепция К. Гельвеция
12.4. Этическое учение немецких просветителей
12.5. Принцип утилитаризма
Тема 13. ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАНТА
13.1. Сущность нравственности
13.2. Автономность морали
13.3. О греховности и продажности человека
13.4. Цели воспитания
13.5. Категорический императив
13.6. Цель не оправдывает средства
Тема 14. НОРМАТИВНАЯ И НЕНОРМАТИВНАЯ ЭТИКА
14.1. Возможна ли мораль без общезначимых норм?
14.2. Абсолютное достоинство человека
139
144
152
152
153
157
161
170
174
174
182
188
188
192
194
198
204
204
211
212
214
218
218
220
234
237
240
242
242
244
246
250
257
258
261
261
268
Стр.351
Оглавление
Тема 15. ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ МЫСЛИ
В XIX—ÕÕ ÂÂ.
15.1. Моральный ренессанс
15.2. Этика неопозитивизма
15.3. Этика экзистенциализма
15.4. Психоанализ и этика
15.5. Этическое содержание персонализма и неотомизма
15.6. Логический позитивизм об этике и морали
Тема 16. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ
16.1. Протестантская и социальная этика
16.2. Экологическая и космическая этика
16.3. Неоконсервативная этика
351
273
273
276
278
284
285
286
293
293
296
298
Заключение 302
Терминологический словарь
304
Персоналии 311
Стр.352