Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Общая гигиена (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМехантьев Игорь Иванович
АвторыБолдырев Владимир Дмитриевич
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц156
ID358539
АннотацияВ пособии нашли отражение актуальные вопросы среды обитания человека, общие требования к содержанию и эксплуатации аптечных учреждений, в том числе к условиям труда аптечных работников.
Кому рекомендовано Рекомендовано студентам 2-го курса очной формы обучения фармацевтического факультета Воронежского государственного университета. Для специальности 060301 – Фармация
Механтьев, И.И. Общая гигиена / В.Д. Болдырев; И.И. Механтьев .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 156 с. — 156 с. — URL: https://rucont.ru/efd/358539 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И.И. Механтьев, В.Д. Болдырев ОБЩАЯ ГИГИЕНА Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждено научно-методическим советом фармацевтического факультета ФГБОУ ВПО ВГУ 29 января 2015 г., протокол № 1500-08-01 Рецензент – Мамчик Н.П., д.м.н., профессор (ГБОУ ВПО ВГМА им. <...> Гигиеническая оценка микробного загрязнения воздушной среды аптечных учреждений . <...> Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещений . <...> Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка аптек . <...> Гигиенические требования к санитарному благоустройству аптечных учреждений . <...> Гигиенические требования к условиям труда работников аптечных учреждений и режиму эксплуатации аптек . <...> Гигиеническая оценка застройки, планировки и режима эксплуатации оптовых фармацевтических организаций (аптечных складов) и контрольноаналитических лабораторий . <...> Гигиеническая оценка условий труда на предприятиях химико-фармацевтической промышленности . <...> Программа дисциплины «Общая гигиена» рассчитана на 16 часов лекционного курса, 36 часов практических занятий; предусматривает 2 часа контрольных работ и 1 час общего зачета. <...> Хронокарта занятия № п/п 2 Название этапа 1 Вступление Теоретические основы темы 3 Контроль исходных знаний 4 Самостоятельная работа студентов 5 Подведение итогов 6 Задание к следующему занятию Содержание этапа Знакомство с литературой, условиями работы, вопросы преподавателю Изучение методической разработки, выяснение трудных вопросов с помощью материалов лекций, представленной литературы Выборочный опрос Знакомство с приборами, выполнение учебного задания, ответы на тестовые вопросы Отчет преподавателю Знакомство с темой следующего занятия 6 Время, мин 5 10 20 25 15 5 Теория занятия Гигиена – наука, изучающая <...>
Общая_гигиена.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Общая_гигиена.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И.И. Механтьев, В.Д. Болдырев ОБЩАЯ ГИГИЕНА Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ............................................................................................................. 5 Раздел I. Гигиена воздушной среды ................................................................ 6 Тема 1. Задачи гигиены, методы исследований. Гигиеническая оценка микроклимата воздушной среды ................................................................. 6 Тема 2. Исследование воздуха производственных помещений с целью определения содержания вредных веществ ............................................................................. 22 Тема 3. Исследование запыленности воздуха закрытых помещений ....................................................................................... 26 Тема 4. Гигиеническая оценка микробного загрязнения воздушной среды аптечных учреждений ..................................... 29 Раздел II. Гигиенические основы освещения и вентиляции помещений ..................................................................................... 36 Тема 1. Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещений ........................................... 36 Тема 2. Гигиеническая оценка вентиляции .................................. 43 Раздел III. Гигиена воды и водоснабжения ................................................... 49 Тема 1. Гигиеническая оценка питьевой воды и источников водоснабжения .......................................... 49 Тема 2. Обеззараживание и улучшение качества питьевой воды .................................................................... 68 Раздел IV. Гигиенические основы питания .................................................. 78 Тема 1. Методы гигиенической оценки адекватности питания. Лечебное (диетическое) и лечебнопрофилактическое питание .............................................. 78 Тема 2. Исследование витаминной и минеральной полноценности продуктов питания ................................. 85 Раздел V. Гигиена аптечных учреждений ..................................................... 98 Тема 1. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка аптек ............................ 98 Тема 2. Гигиенические требования к планировке аптек ........... 101 Тема 3. Гигиенические требования к санитарному благоустройству аптечных учреждений ....................... 107 Тема 4. Гигиенические требования к условиям труда работников аптечных учреждений и режиму эксплуатации аптек ......................................................... 112 Тема 5. Организация и проведение дезинфекции в аптечных учреждениях ................................................ 116 3
Стр.3
РАЗДЕЛ I. ГИГИЕНА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ТЕМА 1 ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ Цель занятия: изучить влияние на организм человека микроклиматических факторов и методы их определения В результате изучения темы студент должен знать: – физические факторы воздушной среды (микроклиматические параметры); – методы лабораторного контроля; уметь: – проводить инструментальные исследования микроклиматических параметров; – осуществлять их нормирование; – оформлять протоколы исследований, делать заключения. Оборудование занятия: – метеометр; – психрометр; – кататермометр; – анемометр; – гигрометр; – термометр. Хронокарта занятия № п/п 2 Название этапа 1 Вступление Теоретические основы темы 3 Контроль исходных знаний 4 Самостоятельная работа студентов 5 Подведение итогов 6 Задание к следующему занятию Содержание этапа Знакомство с литературой, условиями работы, вопросы преподавателю Изучение методической разработки, выяснение трудных вопросов с помощью материалов лекций, представленной литературы Выборочный опрос Знакомство с приборами, выполнение учебного задания, ответы на тестовые вопросы Отчет преподавателю Знакомство с темой следующего занятия 6 Время, мин 5 10 20 25 15 5
Стр.6
Теория занятия Гигиена – наука, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Одной из важнейших задач гигиены является разработка профилактических мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и труда человека. Гигиена служит научной основой профилактической медицины. Для проведения гигиенических оценок используются физические, химические, бактериологические, токсикологические, клинические, статистические и другие методы исследования. Современный провизор – медицинский работник, специалист в области изготовления и реализации лекарственных препаратов, активно участвующий в деле укрепления здоровья населения и проведения профилактических мероприятий. При изготовлении лекарственных препаратов необходимо строгое соблюдение гигиенического режима, поэтому провизор должен хорошо разбираться в вопросах гигиенического нормирования параметров окружающей среды и, в частности, в аптечных учреждениях и на предприятиях фармацевтической промышленности. Он должен иметь четкое представление о характере действия производственных факторов и заболеваниях, которые могут возникнуть при нарушении гигиенических нормативов и санитарных правил. Микроклимат представляет собой комплекс физических свойств воздуха, оказывающих влияние на теплообмен человека с окружающей средой, на его тепловое состояние в ограниченном пространстве (в отдельных помещениях, городе, лесном массиве и т.п.) и определяющих его самочувствие, работоспособность, здоровье и производительность труда. Показателями микроклимата являются температура и влажность воздуха, скорость движения воздуха и тепловое излучение окружающих предметов и людей. Состояние микроклиматических факторов обусловливает особенности терморегуляции организма человека, которая в свою очередь определяет тепловой баланс. Он достигается соотношением процессов теплопродукции и теплоотдачи организма. Теплопродукция происходит при окислении пищевых веществ, а также при сокращении скелетной мускулатуры (Q прод.). Кроме того, тело человека может получать конвекционное и радиационное тепло от окружающего воздуха и нагретых предметов, если их температура выше температуры кожи открытых частей тела (Q внеш.). Основные механизмы отдачи тепла телом человека: кондукция в прилегающие к коже слои воздуха и менее теплые предметы (Q конд.) и 7
Стр.7
последующая конвекция нагретого воздуха (Q конв.), излучение по направлению к менее нагретым предметам (Q изл.), испарение пота с кожи и влаги с поверхности дыхательных путей (Q исп.), нагревание до 37 °С вдыхаемого воздуха (Q нагр.). Тепловой баланс в общем виде может быть представлен уравнением: Q прод. + Q внеш. = Q конд.+ Q конв.+ Q изл.+ Q исп.+ Q нагр. Нормальная жизнедеятельность организма и высокая работоспособность возможны лишь в том случае, если сохраняется температурное постоянство организма в определенных границах (36,1–37,2 °С), имеется тепловое равновесие его с окружающей средой, т.е. соответствие между процессами теплопродукции и теплоотдачи. Неблагоприятное влияние микроклимата обусловлено комплексным воздействием физических факторов воздушной среды: повышением или понижением температуры, влажности или скорости движения воздуха. При повышенной температуре воздуха высокая влажность препятствует испарению пота и влаги и увеличивает опасность перегревания организма. Высокая влажность при низкой температуре увеличивает опасность переохлаждения, поскольку влажный воздух, заполняющий поры одежды, в отличие от сухого воздуха – хороший проводник тепла. Высокая скорость движения воздуха увеличивает теплоотдачу через конвекцию и испарение и способствует более быстрому охлаждению организма, если его температура ниже температуры кожи, и, наоборот, увеличивает тепловую нагрузку на организм при температуре, превышающей температуру кожи. Для провизора сведения о микроклимате помещений необходимы для оценки условий труда в аптечных учреждениях, поскольку микроклимат оказывает влияние на терморегуляцию организма, для оценки эффективности вентиляции и особенностей производственной среды, в которой хранятся, изготавливаются и выдаются лекарственные средства. Гигиенической нормой микроклимата является тепловой комфорт, который определяется комплексным действием всех микроклиматических компонентов, обеспечивающих оптимальный уровень физиологических реакций организма и наименьшее напряжение терморегуляторной системы, т.е. оптимальное тепловое состояние человека. При нормировании микроклимата устанавливаются оптимальные величины его параметров и допустимые границы их колебаний, характеризующиеся незначительными общими или локальными дискомфортными тепловыми ощущениями и умеренным напряжением механизма терморегуляции, т. е. включением приспособительных (адаптационных) реакций организма. В зависимости от состояния (перегревание или переохлаждение) эти реакции проявляются в умеренном расширении (или суже8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.