Актуальные проблемы высшего музыкального образования © Ян Бо, 2016 ЧЖОУ СЯОЯНЬ: У ИСТОКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕВЧЕСКОГО ИСКУССТВА КИТАЯ В статье обоснована значимость известной китайской певицы и педагога Чжоу Сяоянь как ключевой фигуры в становлении профессионального певческого искусства Китая. <...> Представлены вехи ее биографии, дана характеристика вокальных особенностей певицы, сформулирована ее педагогическая позиция. <...> Ключевые слова: певческое искусство Китая, вокальное образование Китая, Чжоу Сяоянь Формирование профессионального певческого искусства в Китае связано с появлением в стране первых специальных музыкальных учреждений и организаций в 1920–1930-е годы. <...> На начальном этапе развития вокального образования в Китае остро ощущался недостаток высококвалифицированных педагогов. <...> Поэтому они выезжали за границу по государственным программам или за собственный счет, чтобы специализироваться в области западной музыки и академического пения. <...> После завершения учебы они возвращались и работали в Китае, формируя собственно китайскую вокальную школу. <...> Среди наиболее известных педагогов — Ин Шаннэн, Хуан Юкуй, Юй Ищюань, Чжоу Сяоянь, Лан Юйсю и т. д. <...> Вернувшись в Китай после получения образования в Европе и Америке, они не только занимались концертно-просветительской деятельностью, исполняя на концертах сочинения китайских и западных авторов в новой европейской манере, но и преподавали вокал, воспитывая новое поколение китайских певцов. <...> Несмотря на то что среди перечисленных музыкантов основателем китайской вокальной школы принято считать Хуан Юкуй, Чжоу Сяоянь (р. <...> Ее роль пионера в этом направлении обусловлена сочетанием таких качеств, как 57 выдающийся талант певицы, самоотверженная любовь к музыке и музыкальной педагогике, научный подход к преподаванию вокала, глубокий патриотизм и сила духа. <...> Вплоть до настоящего времени Чжоу Сяоянь активно преподает вокал, ее мастер-классы и уроки <...>