ИДЕИ И ИДЕАЛЫ ОБЩЕСТВО: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УДК 124.5 ПОТРЕБЛЕНИЕ МЕРТВОГО ТЕЛА В КУЛЬТУРЕ: ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Д.С. <...> Г.В. Плеханова embryold@yahoo.com Исходным звеном в процессе производства и потребления многих пищевых продуктов становится мертвое тело представителя животного мира. <...> Трудноуловимые бытийные переходы от смерти к жизни, этико-эстетические коллизии, сопровождающие потребление мертвого тела некогда живого организма, составляют специфическое проблемное поле для философии культуры. <...> В статье с позиций философии смерти оценено формирование и преодоление культурных запретов при поедании мяса, раскрыт механизм трансформации мертвого-в-природе в мертвое-в-культуре, объяснены биоэтические предписания в сфере пищевой промышленности. <...> Описана природа распространенной в культуре оппозиции «мясника» и «повара» на основе аксиологического анализа их функций. <...> Установлена связь формально-технических требований к производственному процессу и нравственных предписаний экологического сознания. <...> Раскрыта двойственность экологического сознания в отношении сохранения непрерывности и преемственности жизни. <...> Данное обстоятельство на практике обставлено как биологическими (обменные и эндокринные заболевания, возрастные особенности и т. п.), так и социальнокультурными (религиозные ограничения и запреты, традиции национальных кухонь, суеверия и предрассудки) ограничениями. <...> Прежде всего, практически всегда запрещено использование мертвого тела человека в качестве пищи (поедание). <...> При отсутствии развитой морали в изолированных обществах (например, островные племена) поедание убитого врага, с одной стороны, не противоречит всеядности человека как биологической единицы, с другой – не попирает общепринятых в племени представлений о допустимом или даже должном поведении. <...> Робинзон настойчиво убеждает предложившего съесть убитых врагов дикаря Пятницу, что так нельзя: «В ответ на это я показал <...>