Содержание пособия включает в себя описание основных возрастных этапов взрослости: ранней, средней и поздней. <...> Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в ранней взрослости . <...> Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в средней взрослости . <...> Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости . <...> Расходятся взгляды учёных на возрастные границы периодов взрослости. <...> Период взрослости разделяется на ряд хорошо различимых стадий развития, однако сам процесс развития в зрелом возрасте отличается от процессов развития в детстве, отрочестве и юности. <...> Далее материал систематизирован на основе периодизации Г. Крайг (2000): ранняя взрослость от 20 до 40 лет; средняя взрослость от 40 до 60 лет и поздняя взрослость от 60 лет. <...> При характеристике каждого периода выделяются ключевые задачи возраста, описывается социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, кризисы возрастного развития. <...> В результате освоения курса студент должен: 5 знать: • • • • • основные особенности психического развития в период ранней, средней и поздней взрослости; сущностные характеристики факторов, способствующих нормальному психическому развитию в период зрелости и старости; особенности когнитивного, эмоционального, мотивационного развития на всех этапах взрослости; основные задачи возраста, ведущую деятельность и социальную ситуацию развития в период зрелости и старости; предпосылки и условия психического развития в пожилом возрасте. уметь: • • • • • применять в практической деятельности знания психологии зрелого и пожилого возраста; последовательно и грамотно изложить информацию об основных закономерностях психического развития в периоды зрелости и старости; использовать в профессиональной деятельности основные методы и средства получения информации на заданную тему; руководствоваться в профессиональной деятельности знаниями психологии взрослости; определять возрастные <...>
Психология_зрелых_возрастов.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
И.И. Таран, В.В. Смирнова
ПСИХОЛОГИЯ ЗРЕЛЫХ ВОЗРАСТОВ
Учебное пособие для бакалавров
«Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов
Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию
для обучающихся по направлению подготовки 050400
Психолого-педагогическое образование»
Великие Луки
2014
1
Стр.1
ББК 88.374
УДК 159.922.62
Таран И.И. Психология зрелых возрастов. Учебное пособие
для бакалавров./ И.И. Таран, В.В. Смирнова. – Великие Луки,
2014. – 302 с.
Рецензенты:
С.Н. Костромина — доктор психологических наук, доцент,
профессор кафедры психологии и педагогики личностного и
профессионального развития СПбГУ.
С.П. Иванова — доктор психологических наук, профессор
зав. кафедрой психологии развития и образования Псковского
государственного университета.
Учебное пособие «Психология зрелых возрастов» представляет
собой развёрнутый курс по одноимённой учебной дисциплине.
Содержание пособия включает в себя описание основных
возрастных этапов взрослости: ранней, средней и поздней. В пособии
представлены вопросы для обсуждения к каждому параграфу,
даны темы для докладов и рефератов, творческие задания
и итоговый тестовый контроль к каждому разделу.
Представленный материал будет полезен студентам и преподавателям
педагогических вузов, а также всем желающим повысить
свою психологическую культуру.
ISBN 978-5-350-00287-4
2
© ООО «Великолукская
городская типография», 2014
© И. И. Таран, 2014
© В.В. Смирнова, 2014
Стр.2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗРОСЛОСТИ .
1.1. Понятие зрелости и взрослости .....................................
1.2. Критерии зрелости .........................................................
1.3. Подходы к периодизации взрослости ............................
Рекомендуемая литература ...................................................
ГЛАВА 2. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (20 – 40 ЛЕТ) ..............
2.1. Общая характеристика периода молодости ...................
2.2. Возрастные границы молодости ....................................
2.3. Возрастные задачи ранней взрослости ..........................
2.4. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
в ранней взрослости ..............................................................
2.5. Возрастные кризисы в ранней взрослости ....................
2.6. Когнитивная сфера в ранней взрослости ......................
2.7. Эмоциональная сфера в ранней взрослости .................
2.8. Мотивационная сфера в ранней взрослости .................
2.9. Личностные особенности в ранней взрослости ............
Заключение ...........................................................................
Тестовое задание ...................................................................
Темы для рефератов...............................................................
Рекомендуемая литература ...................................................
ГЛАВА 3. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (40 – 60 ЛЕТ) ............
3.1. Общая характеристика периода средней взрослости ....
3.2. Возрастные задачи средней взрослости .........................
3.3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
в средней взрослости .............................................................
3.4. Кризис среднего возраста ...............................................
3.5. Когнитивная сфера в средней взрослости .....................
3.6. Эмоциональная сфера в средней взрослости ................
3.7. Мотивационная сфера в средней взрослости ................
3.8. Личностные особенности в средней взрослости ...........
Заключение ...........................................................................
Тестовое задание ...................................................................
Темы для рефератов...............................................................
Рекомендуемая литература ...................................................
5
7
7
9
15
20
21
21
26
32
37
47
58
65
73
82
95
97
102
103
106
106
111
115
120
128
134
141
153
163
164
169
170
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Долгие годы в психологии активно разрабатывались проблемы,
связанные с формированием личности в детстве, отрочестве,
юности. Взрослость рассматривалась как период окончательного
формирования личности, в котором мало, что происходит в
развитии. В сравнении с многочисленными научными исследованиями
в области детской психологии исследованиям психологии
взрослых до недавнего времени не уделялось достаточного
внимания. Расходятся взгляды учёных на возрастные границы
периодов взрослости.
Период взрослости разделяется на ряд хорошо различимых
стадий развития, однако сам процесс развития в зрелом возрасте
отличается от процессов развития в детстве, отрочестве и юности.
Главная особенность развития во взрослости – минимальная
его зависимость от хронологического возраста и максимальная
зависимость от собственной активности личности.
В настоящее время накоплен большой исследовательский и
эмпирический материал относительно психологической картины
взросления личности.
Данное издание представляет развёрнутый учебный курс
по дисциплине «Психология зрелых возрастов» для бакалавров
психолого-педагогического образования.
Учебное пособие содержит четыре части.
В Главе 1 представлена общая характеристика понятий «зрелость»
и «взрослость», критерии зрелости и подходы к периодизации
взрослости.
Далее материал систематизирован на основе периодизации
Г. Крайг (2000): ранняя взрослость от 20 до 40 лет; средняя взрослость
от 40 до 60 лет и поздняя взрослость от 60 лет. Описание
психологических особенностей каждого периода выделено в отдельные
главы.
При характеристике каждого периода выделяются ключевые
задачи возраста, описывается социальная ситуация развития, ведущий
тип деятельности, кризисы возрастного развития. Также
представлены особенности развития по сферам личности.
В результате освоения курса студент должен:
5
Стр.5