О (не)возможности самоубийства в философии ИДЕИ И ИДЕАЛЫ УДК 1 (091) О (НЕ)ВОЗМОЖНОСТИ САМОУБИЙСТВА В ФИЛОСОФИИ XIX И XX ВЕКОВ* К.А. Родин Томский государственный университет rodin.kir@gmail.com Статья деконструирует аргументы новоевропейских философов против самоубийства. <...> Показано, как ключевые концепты Гегеля, Шопенгауэра и Кьеркегора опосредуются темой (не)возможности добровольной смерти, и выявлена их основа – новоевропейская метафизика субъективности. <...> Рассмотрены продолжение метафизики субъективности в католической теологии XX века на примере Ж.-Л. <...> Мариона и выход к иному пониманию самоубийства в философии Витгенштейна и свидетельстве П. <...> Гегель определяет субъективность как нечто негативное, возникающее в результате отрицания налично-данного и являющееся результатом такого отрицания. <...> Осознание субъектом негативности и решимость принять смертность – скрытый двигатель истории человеческого общества. <...> Отсюда аргумент Гегеля против самоубийства будет таким: самоубийство невозможно, раз отрицает силу негативного, которая произвела субъект, а значит, отрицает то, благодаря чему отрицание стало возможным. <...> Вместо бессмысленного отрицания силы негативности якобы необходимо разрешить ее в гражданство, государство и признание (Гегель), отказ от воли (Шопенгауэр) или предстояние перед Богом (Кьеркегор). <...> Самоубийство же – своего рода бесплодное приложение негативности. <...> За запрет на добровольную смерть отвечает логика новоевропейской субъективности, которая определяет и вышеперечисленные философские концепты. <...> Самоубийство через обращение к недоступному радикальному опыту Другого мыслимо вне рамок новоевропейского субъекта. <...> Дискурсы, вращающиеся вокруг общей логики, но обусловленные историческим или авторским контекстом (соответственно, они имеют различные концепты), я буду называть случайными содержаниями. <...> Отсюда возникают случайные содержания, описание которых я заимствую из работы Александра <...>