Розин Институт философии РАН, Москва iph@iph.ras.ru В статье рассматривается эволюция отечественной методологической мысли. <...> Анализируется переход от изучения мышления на первом этапе к конституированию мышления – на втором. <...> Для первого этапа была характерна семиотическая и историческая трактовка мышления. <...> Мышление здесь трактуется как вид деятельности, получает название «методологическое мышление». <...> В качестве предельной онтологии рассматривается методологическое мышление. <...> Формулируются принципы методологического подхода: опора на творчество методологов, контроль за правильностью методологической мысли, связь методологии с философией, освоение интеллектуальных технологий, различение частной и общей методологии. <...> В рамках новой методологической практики складываются нескольких самостоятельных направлений методологии и обозначается кризис методологической мысли. <...> Обсуждаются подходы к его разрешению: новые вызовы времени, на которые должна ответить методология, необходимость разных вариантов «предельной онтологии», поддержание культуры методологического мышления, лучшее понимание истории методологии. <...> Вторая характеристика: 56 мышление представляет собой дискурсивную мыслительную практику (рассуждения, доказательства, построение схем, понятий, идеальных объектов и пр.) <...> Четвертая: мышление – семиотическое образование, т. е. в мышлении как деятельности создаются знаки, схемы, символы; на их же осноИдеи и идеалы № 1(23), т. <...> Достоинство предлагаемой методологической концепции мышления, на мой взгляд, в том, что она включает в себя (естественно, переосмысливая и объясняя) и другие концепции мышления: аристотелевскую, изложенную в работе «О душе», концепцию мышления Бэкона и Декарта, психологическую (например, концепцию мышления Вюрцбургской школы или А. <...> В рамках этой концепции мышление понимается как органическое образование, становящееся и развивающееся под влиянием культуры, коммуникации <...>