ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Кафедра «Безопасности жизнедеятельности, теории и методики единоборств» И.Е. Васильков, В.В. Романов Выбор способов защиты персонала и учащихся общеобразовательных учреждений г. Великие Луки при авариях на химически опасных объектах Великие Луки, 2014 2 Рецензенты: Доцент кафедры «Естественно-научных дисциплин» ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта», кандидат химических наук Л.А. Егорова. <...> Васильков, И.Е. Выбор способов защиты персонала и учащихся общеобразовательных учреждений г. Великие Луки при авариях на химически опасных объектах: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 050100 - «Педагогическое образование» по профилю подготовки - безопасность жизнедеятельности / И.Е. Васильков, В.В. Романов. <...> В нем рассмотрены: современные угрозы и опасности химического характера; роль и значение источников химической опасности в формировании экологической обстановки на территории России; техногенный риск, связанный с функционированием химически опасных объектов; современные взгляды на методы, организационные принципы, меры и действия по обеспечению химической безопасности. <...> Современные угрозы и опасности химического характера, анализ и оценка их риска………. <...> Исходные условия и прогнозирование глубины зоны заражения АХОВ…………………………. <...> Конкретным проявлением аварий и катастроф служат аварии на атомных электростанциях (АЭС) в Три – Майл – Айленд (США), Чернобыль (Украина), химические аварии в Севезо (Италия), Финсборо (Великобритания), Бхопале (Индия), гибель космических кораблей «Челенджер» и «Колумбия» (США), крупные транспортные катастрофы в Арзамасе, Свердловске, под Уфой (СССР, Россия), разливы нефти при авариях танкеров на морях и др. <...> Среди всех чрезвычайных <...>
Выбор_способов_защиты_персонала_и_учащихся_общеобразовательных_учреждений_г._Великие_Луки_при_авариях_на_химически_опасных_объектах.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
Кафедра «Безопасности жизнедеятельности, теории и методики единоборств»
И.Е. Васильков, В.В. Романов
Выбор способов защиты персонала и учащихся
общеобразовательных учреждений г. Великие Луки при авариях на
химически опасных объектах
Великие Луки, 2014
Стр.1
2
Рецензенты:
Доцент кафедры «Естественно-научных дисциплин» ФГБОУ ВПО
«Великолукская государственная академия физической культуры и спорта»,
кандидат химических наук Л.А. Егорова.
Доцент Великолукского филиала Петербургского университета путей
сообщения, кандидат технических наук Е.Л. Рыжова.
Васильков, И.Е.
Выбор способов защиты персонала и учащихся общеобразовательных
учреждений г. Великие Луки при авариях на химически опасных объектах:
учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки 050100 -
«Педагогическое образование» по профилю подготовки - безопасность
жизнедеятельности / И.Е. Васильков, В.В. Романов. – Великие Луки: ВЛГАФК,
2014. - 84 с.
Учебно-методическое пособие посвящено весьма актуальной проблеме
обеспечения химической безопасности населения, в том числе персонала и
учащихся общеобразовательных учреждений. В нем рассмотрены: современные
угрозы и опасности химического характера; роль и значение источников
химической опасности в формировании экологической обстановки на
территории России; техногенный риск, связанный с функционированием
химически опасных объектов; современные взгляды на методы,
организационные принципы, меры и действия по обеспечению химической
безопасности.
Учебно-методическое пособие рассчитано на бакалавров педагогического
образования, может быть использовано в учебных заведениях при изучении
курса «Безопасность жизнедеятельности» и подготовке специалистов,
профессионально занимающихся проблемами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Стр.2
3
Содержание
Введение…………………………………………….…..…………….….......4
Глава 1. Современные угрозы и опасности химического
характера, анализ и оценка их риска………...........................................……7
1.1.Общие понятия об опасности и безопасности……………………..........7
1.2. Опасные химические вещества (ОХВ). Аварийно химически
опасные вещества (АХОВ) …………………………………………..........12
1.3. Особенности аварий на химически опасных объектах………….........27
1.4. Организация защиты населения, проживающего в районах
расположения химически опасных объектов…………………………....37
Глава 2. Методика выбора мер защиты персонала и
учащихся образовательных учреждений от аварий
с выбросом аварийно химически опасных веществ ………………............51
2.1. Исходные условия и прогнозирование глубины
зоны заражения АХОВ…………………………......…………………..........52
2.2. Методика прогнозирования заражений окружающей среды
при авариях на объектах, обладающих
высокой химической опасностью……………………………......................54
2.3. Определение границ зоны эвакуации общеобразовательных
учреждений и способа защиты от АХОВ………….………….....................60
Заключение…………………………………………….....…….……….......64
Список литературы………………………………………...…………….…67
Электронные образовательные ресурсы .....................................................
Приложения…………………………………………………………….......70
....69
Стр.3
4
ВВЕДЕНИЕ
«Риск и опасности в развитии цивилизации были,
есть и будут. И нам придѐтся приучить себя к
мысли, о необходимости жить под этим бременем.
Но это значит лишь одно: человечеству
необходимо научиться предельно снижать этот
риск и опасность».
Академик РАН Н.Н. Моисеев
На современном этапе развития человечества основным противоречием
является противоречие между потребностью социально-экономического
развития и необходимостью сохранения среды обитания. Научно-технический
прогресс не только способствует повышению производительности и
улучшению условий труда, росту материального благосостояния и
интеллектуального потенциала общества, но и ведѐт к возрастанию риска
аварий различных технических систем. Последнее связано с усложнением их
структуры, ростом их числа, территориальной концентрацией, ростом
единичных энергетических мощностей.
Конкретным проявлением аварий и катастроф служат аварии на атомных
электростанциях (АЭС) в Три – Майл – Айленд (США), Чернобыль (Украина),
химические аварии в Севезо (Италия), Финсборо (Великобритания), Бхопале
(Индия), гибель космических кораблей «Челенджер» и «Колумбия» (США),
крупные транспортные катастрофы в Арзамасе, Свердловске, под Уфой (СССР,
Россия), разливы нефти при авариях танкеров на морях и др.
Разрушительный потенциал крупных техногенных катастроф сопоставим
с последствиями применения ядерного оружия. По оценкам экспертов, в США
прямые потери, связанные с авариями и катастрофами, составляет 4-6%
валового внутреннего продукта (ВВП). На долю преждевременных смертей от
техногенных катастроф приходится 15 - 25% всех смертей.
Стр.4