Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Демография: методические указания для подготовки к практическим занятиям (110,00 руб.)

0   0
Первый авторАсташкин Руслан Сергеевич
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц28
ID357551
АннотацияМетодические указания содержат теоретический материал, задания для подготовки к практическим занятиям, список рекомендованной учебной литературы, контрольные вопросы.
Асташкин, Р. С. Демография: методические указания для подготовки к практическим занятиям / Р. С. Асташкин .— Самара : РИЦ СГСХА, 2015 .— 28 с. — URL: https://rucont.ru/efd/357551 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Институт управленческих технологий и аграрного рынка Кафедра «Государственное и муниципальное управление» Р. С. Асташкин Демография Методические указания для подготовки к практическим занятиям Кинель РИЦ СГСХА 2015 УДК 312(07) ББК 60.7р А-90 Асташкин, Р. <...> А-90 Демография : методические указания для подготовки к практическим занятиям / Р. С. Асташкин. <...> © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2015 © Асташкин Р. С., 2015 Предисловие Методические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Демография» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, предназначены для бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». <...> Источники данных о населении и о демографических процессах Цель занятия. <...> Сравнительное ознакомление с основными типами источников демографической информации, их относительными достоинствами и недостатками. <...> В узком смысле перепись населения – это научно организованное статистическое наблюдение с целью получения данных о численности и составе населения. <...> В более широком смысле перепись населения предполагает не только сбор информации, но и обработку её с целью обобщения, анализ полученных данных и, наконец, публикацию демографических, экономических и социальных данных о населении. <...> Практика переписей показала, что она является самым надёжным источником информации о численности и составе населения и демографических процессах, происходящих в стране. <...> Например, в России по результатам переписи 2002г. было зарегистрировано почти на 2800 тыс. человек больше, чем в текущей статистике. <...> Этот принцип был выработан ещё в 1872г. на международном статистическом <...>
Демография_методические_указания_для_подготовки_к_практическим_занятиям.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Институт управленческих технологий и аграрного рынка Кафедра «Государственное и муниципальное управление» Р. С. Асташкин Демография Методические указания для подготовки к практическим занятиям Кинель РИЦ СГСХА 2015
Стр.1
УДК 312(07) ББК 60.7р А-90 Асташкин, Р. С. А-90 Демография : методические указания для подготовки к практическим занятиям / Р. С. Асташкин. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2015 – 28 с. Методические указания содержат теоретический материал, задания для подготовки к практическим занятиям, список рекомендованной учебной литературы, контрольные вопросы. Учебное издание предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2015 © Асташкин Р. С., 2015
Стр.2
Предисловие Методические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Демография» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, предназначены для бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Учебное издание содержит темы и вопросы, обсуждаемые на практических занятиях; способствует формированию навыков самостоятельного обучения и самоконтроля. В методических указаниях изложены базовые теоретические материалы по каждому занятию, дан перечень основной учебной литературы. Каждая тема завершена контрольными вопросами для оценки знаний. Работа на практических занятиях направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и требованиями к результатам освоения ООП): - способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Занятие 1. Источники данных о населении и о демографических процессах Цель занятия. Сравнительное ознакомление с основными типами источников демографической информации, их относительными достоинствами и недостатками. В узком смысле перепись населения – это научно организованное статистическое наблюдение с целью получения данных о численности и составе населения. В более широком смысле перепись населения предполагает не только сбор информации, но и обработку её с целью обобщения, анализ полученных данных и, наконец, публикацию демографических, экономических и социальных данных о населении.
Стр.3
Практика переписей показала, что она является самым надёжным источником информации о численности и составе населения и демографических процессах, происходящих в стране. Например, в России по результатам переписи 2002г. было зарегистрировано почти на 2800 тыс. человек больше, чем в текущей статистике. Основные принципы современной переписи населения 1. Всеобщность охвата населения. 2. Регулярность проведения переписей. Промежутки между переписями желательно должны быть одинаковыми для удобства сравнения данных. Этот принцип был выработан ещё в 1872г. на международном статистическом конгрессе в С.- Петербурге, на котором было рекомендовано всем странам проводить переписи не реже одного раза в 10 лет, желательно, в "круглые" годы (оканчивающиеся на 0). 3. Безотносительность переписи к каким-либо конкретным интересам государства (таким как: налогообложение, воинская мобилизация). 4. Проведение переписи населения по единой программе наблюдения. Этот принцип необходимо соблюдать для получения сопоставимых итогов. 5. Поимённость. 6. Непосредственное получение сведений у населения. Специально обученные работники (переписчики) опрашивают непосредственно население. 7. Конфиденциальность сведений. Государство обязуется не разглашать информацию, получаемую от переписываемых лиц. 8. Принцип самоопределения. Переписчик не должен требовать предъявления каких-либо документов. 9. Одномоментность переписи. Т.к. численность населения непрерывно меняется, то должно быть определено единое время счёта – критический момент переписи. 10. Централизованное руководство проведения переписи. Инициатива проведения переписи принадлежит правительству, расходы несёт государство и руководство этой сложной трудоёмкой операцией должно осуществляться в централизованном порядке. Учёт населения существует с древнейших времён, но сначала он был крайне не совершенен. В Древнем Китае, Египте,
Стр.4
Месопотамии, Древней Греции и Риме учёт населения проводился с целью налогообложения и военными целями, (чтобы знать число налогоплательщиков и воинов). Переписи не были всеобщими и охватывали только мужское население. Иногда в Древнем Мире делались попытки более широкого учёта населения. Так, например, в Древнем Риме в 6 веке до н.э. взимались пожертвования в храм с каждого жителя по монете разного достоинства в зависимости от пола и возраста. Подсчёт монет давал представление об общей численности населения с распределением его по половозрастному составу. В 5 веке до н.э. в Риме стали проводить переписи (цензы) регулярно. Глава семьи под клятвой сообщал цензорам сведения о себе, своей семье, имуществе. Позднее цензы (переписи) проводились в виде поземельных описаний (кадастров), в которых учитывалось и население. Результаты цензов заносились в писцовые книги. На основании этих записей определялись размеры податей, а сами записи в книгах служили документом на право владения землёй или имуществом. В Средние века писцовые книги получили широкое распространение в Западной Европе. Сведения о населении в них были весьма скудные. Как правило, указывалось только число хозяйств (или семейств). В условиях капитализма с развитием рыночных отношений к середине 18 века возникает потребность в информации о численности всего населения и его структуре. К концу 18 века переписи носят более-менее регулярный характер, и этот период можно назвать периодом рождения переписей населения. Однако программы переписей содержат всего 2-3 вопроса, нет чётких правил переписи и точного времени счёта. К концу 19 века перепись населения приобретает уже научный характер. Первой действительно научной переписью стала перепись 1846г. в Бельгии. Она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживающее, (а не юридическое – числящее по документам). Затем этот опыт распространился по Европе и всему Миру. Особое значение переписи приобрели после второй Мировой войны в связи с распадом колониальной системы и развитием
Стр.5