Теплофизика и аэромеханика, 2016, том 23, № 1 УДК 533.601.15 Численное моделирование влияния отклонения рулей на аэродинамику осесимметричной конфигурации большого удлинения И. <...> С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирск 2Новосибирский государственный технический университет 3ОАО НПО «Сплав», Тула E-mail: mazhul@itam.nsc.ru Рассмотрено возможное влияние отклонения рулей на аэродинамику осесимметричной конфигурации большого удлинения при сверхзвуковых скоростях потока. <...> В качестве объекта исследования рассматривается классическая конфигурация, состоящая из корпуса в виде тела вращения и имеющая крестообразное переднее оперение и шестилопастные хвостовые стабилизаторы. <...> Исследована физическая картина обтекания при отклонении горизонтальных консолей оперения и получены оценки влияния этого отклонения как на характеристики элементов (корпуса, стабилизаторов), так и на суммарные аэродинамические характеристики конфигурации в целом. <...> Численные расчеты обтекания выполнены при числе Маха набегающего потока М = 3 в диапазоне углов атаки α = 0−10° и углов отклонения рулей δр = ±5° на основе осредненных уравнений Навье−Стокса и SST kмодели турбулентности. <...> Ключевые слова: сверхзвуковые скорости, численное моделирование, осесимметричная оперенная конфигурация, отклонение рулей, картина течения, аэродинамические характеристики. <...> Введение Несмотря на имеющееся множество работ по аэродинамике тел вращения, обзор которых представлен, например, в [1, 2], аэродинамические проблемы, связанные с интерференцией различных частей оперенных конфигурации, разработаны недостаточно полно. <...> Особенно это относится к режимам полета под углами атаки α > 0. <...> В таких случаях может иметь место образование свободных вихрей на передних управляющих поверхностях (рулях), распространяющихся в направлении вектора скорости невозмущенного потока и создающих в области корпуса и задних несущих поверхностей (стабилизаторов) поле скоса потока <...>