Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Чувашское искусство : вопросы теории и истории. Вып. 6 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторЧувашский государственный институт гуманитарных наук
АвторыМордвинова Антонина Ильинична
ИздательствоЧГИГН
Страниц258
ID354975
АннотацияИздание включает в себя работы как чувашских исследователей музыкального и изобразительного искусств, так и приглашенных специалистов из Москвы, Йошкар-Олы и Болгарии. В сборнике представлены материалы, освещающие широкий круг проблем современной художественной жизни, и исследования отдельных объектов культуры.
ISBN978-5-87677-118-6
УДК7.0
ББК85.03(2РОС)[Чув];я54; К85.03я54
Чувашский государственный институт гуманитарных наук. Чувашское искусство : вопросы теории и истории. Вып. 6 / А. И. Мордвинова; Чувашский государственный институт гуманитарных наук .— Чебоксары : ЧГИГН, 2009 .— 258 с. : ил. — ISBN 978-5-87677-118-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/354975 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Чувашский государственный институт гуманитарных наук ЧУВАШСКОЕ ИСКУССТВО ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ Выпуск VI Чебоксары – 2009 2 УДК ББК Печатается по постановлению Ученого Совета Чувашского государственного института гуманитарных наук от . <...> Шестой выпуск трудов отдела искусствоведения ЧГИГН включает в себя работы как чувашских исследователей музыкального и изобразительного искусств, так и приглашенных специалистов из Москвы, ЙошкарОлы и Болгарии. <...> ISBN © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2009 г. 3 П Р Е Д И С Л О В И Е Сборник включает в себя статьи, освещающие разные проблемы современной художественной культуры. <...> Статьи второго раздела сборника – своеобразная панорама художественной жизни республики последних десятилетий. <...> (А.И. Мордвинова), чувашская музыка в программах регионального композиторского фестиваля 1981-1987 гг. <...> (И.В. Данилова), постановки сезона 2002-2003 гг. в Русском драмтеатре (Н.Д. Говорова), становление Союза чувашских художников (Ю.В. Викторов) <...> В статье доктора искусствоведения В.Г. Кудрявцева дается анализ выставок изобразительного искусства финно-угорских народов, новых тенденций, характерных для искусства многих видов в Поволжье и Приуралье (Марий Эл, Коми, Удмуртии, Мордовии), а также в Эстонии и Финляндии. <...> представила материал о болгарском женском головном уборе каица, форма и название которого имеют аналогии в чувашских и среднеазиатских костюмах. <...> Г.Н. Иванов-Орков дает новую атрибуцию картины московского живописца Ф.С. Богородского «Чувашская семья» с точки зрения особенностей народного костюма верховых чувашей. <...> В сборнике также представлена рецензия на книгу М.Г. Кондратьева «Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма», написанная Ю.В. Васильевым — народным артистом РФ, художественным руководителем и главным дирижером Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца. <...> 6—13 апреля 1935 г. Нам <...>
Чувашское_искусство__вопросы_теории_и_истории._Вып._6.pdf
3 П Р Е Д И С Л О В И Е Сборник включает в себя статьи, освещающие разные проблемы современной художественной культуры. Логичным было представить имеющийся материал в четырех разделах сборника. В первом из них — яркие имена и личности отечественной культуры. Открывает его статья известного московского исследователя, доктора искусствоведения, научного сотрудника Государственного исторического музея И.Л. Кызласовой. Известны ее публикации, посвященные деятельности выдающегося историка искусства, профессора МГУ А.И. Некрасова, описавшего в 1930 году православные памятники Чебоксар. В настоящем сборнике представлен материал о Екатерине Алексеевне Некрасовой – ученице А.И. Некрасова по университету и однофамилице. Она была внучкой выдающегося чувашского просветителя И.Я. Яковлева. Оставившая значительный след в исследовании западноевропейского искусства, она серьезно занималась изучением и сохранением наследия древнерусской живописи. Личное знакомство автора статьи с Екатериной Алексеевной позволило открыть малоизвестные страницы ее биографии, связанные с работой в ГИМе в 1936-1940 ãîäàõ, а также страницы ее жизни и близких ей людей в сложные для многих 1920-1940-е гг. Этот материал значительно обогащает обширный круг литературы, посвященной семье И.Я. Яковлева. Статьи И.В. Даниловой о композиторе М.А. Алексееве и А.А. Исаева об архитекторе И.П. Ведянине представляют нам образы известных деятелей искусства, чье творчество по прошествии лет приобретает все большую значимость. Анализируя их творчество, авторы придают особое значение
Стр.3
4 Чувашское искусство своеобразию художественного языка, стилистической и внутренней общности их творений с тенденциями современного им искусства. Статьи второго раздела сборника – своеобразная панорама художественной жизни республики последних десятилетий. Как важная ее часть представлены художественные выставки 1985-2005 ãã. (À.È. Ìîðäâèíîâà), чувашская музыка в программах регионального композиторского фестиваля 1981-1987 ãã. (È.Â. Äàíèëîâà), постановки сезона 2002-2003 ãã. в Русском драмтеатре (Í.Ä. Ãîâîðîâà), становление Союза чувашских художников (Ю.В. Викторов). Если объем статей не позволил рассмотреть эти явления и события в их полноте и разнообразии, то наиболее важные и яркие тенденции и актуальные проблемы современного искусства в них проанализированы. Сюда же отнесена статья А.И. Мордвиновой о выпускниках Академии художеств, определивших пути развития чувашского изобразительного искусства в 1950-1960-å ãã. и статья Ò.Ð. Григорьевой об использовании трудов в области искусствоведения в эстетическом воспитании детей и юношества. В отечественной науке широко обсуждается явление так называемого этнофутуризма, распространившееся во всех национальных республиках России. В статье доктора искусствоведения В.Г. Кудрявцева дается анализ выставок изобразительного искусства финно-угорских народов, новых тенденций, характерных для искусства многих видов в Поволжье и Приуралье (Марий Эл, Коми, Удмуртии, Мордовии), а также в Эстонии и Финляндии. Актуальность поднимаемой темы подтверждается тем, что схожие явления наблюдаем и в чувашском изобразительном искусстве. В третьем разделе представлены статьи, которые можно характеризовать как исследование отдельных объектов культуры. М. Николова представила материал о болгарском женском головном уборе каица, форма и название которого имеют аналогии в чувашских и среднеазиатских костюмах. Г.Н. Иванов-Орков дает новую атрибуцию картины московского живописца Ф.С. Богородского «Чувашская семья» с точки зрения особенностей народного костюма верховых чувашей. В статье В.С. Чернова сделана попытка исследования происхождения чувашского музыкального инстру
Стр.4
5 мента с=рнай и этимологии его названия, а также некоторых других, типологически близких инструментов. В сборнике также представлена рецензия на книгу М.Г. Кондратьева «Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма», написанная Ю.В. Васильевым — народным артистом РФ, художественным руководителем и главным дирижером Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца. А.И. Мордвинова.
Стр.5
257 С О Д Е Р Ж А Н И Е Ïðåäèñëîâèå................................................................................................. I. ЛИЧНОСТЬ И ВРЕМЯ И.Л. Кызласова. О Екатерине Алексеевне Некрасовой как исследователе искусства Древней Руси и сотруднике Исторического музея в Москве (Èç истории семьи È.ß.ßêîâëåâà).................................. И.В. Данилова. Михаил Алексеев: Поиск нового стиля чувашской ìóçûêè............................................................................................................... А.А. Исаев. Пластический язык архитектора И.П. Ведянина....... II. ПАНОРАМА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ И.В. Данилова. Чувашская музыка в программах регионального композиторского фестиваля: 1981-1987 ãã............................................ В.Г. Кудрявцев. Интерпретация этнических ценностей финноугорских народов в современном èñêóññòâå.............................................. Þ.Â. Âèêòîðîâ. В поисках «чувашской ôîðìû» в èñêóññòâå........... À.È. Мордвинова. Художественные выставки 1985-2005 ãã........ Í.Ä. Ãîâîðîâà. О постановках сезона 2002-2003 годов в Русском драматическом òåàòðå................................................................................... А.И. Мордвинова. Выпускники Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина и художественная культура Чувашии в 1950—1960-å ãîäû...................................................... Т.Р. Григорьева. Исследования искусствоведов и эстетическое воспитание детей и þíîøåñòâà...................................................................... III. ИССЛЕДОВАНИЯ, АТРИБУЦИИ Ì.Ã. Íèêîëîâà. Болгарский женский головной убор êàèöà.......... Г.Н. Иванов-Орков. Материалы к атрибуции картины московского живописца Ô.Ñ. Богородского «Чувашская ñåìüÿ»............................... Â.Ñ. ×åðíîâ. Вечные мелодии ñ=ðíàÿ................................................... IV. РЕЦЕНЗИИ Þ.Â. Âàñèëüåâ. Итог многолетней ðàáîòû.......................................... 73 102 124 134 172 192 202 210 229 237 253 6 34 61 3
Стр.257