Но Авторханов — не Солженицын, его читают в основном историки и прочие специалисты по «русским делам». <...> В России к Авторханову относятся несколько иначе: его «Технология власти», основанная не только на превосходном знании источников, но и на личном опыте молодого выпускника Института красной профессуры и номенклатурного работника ЦК ВКП(б), — одна из тех книг, за которыми с наибольшей яростью охотятся органы безопасности и за чтение которых наиболее строго наказывают. <...> Безусловно, новая книга Авторханова — совершенно самостоятельный труд, описывающий эпоху, простирающуюся между возникновением большевистского ЦК и разгромом «правой оппозиции» Сталиным, и лишь один его размер (оба тома — около 1300 страниц!) не позволяет к нему отнестись как к простому предисловию. <...> Самостоятельность книги заключается не только в ее объеме, — замысел ее также иной: путем описания происхождения партократии раскрыть суть всей советской системы, в корне своем «партократической», а отнюдь не народной, социалистической или демократической. <...> В введении к своему труду Авторханов весьма убедительно показывает, что те элементы, которые входят в обычное определение тоталитаризма на Западе, не исчерпывают определения сути советского тоталитаризма: «То, что коммунистическую власть делает особой, новой формой (или типом) правления — партократией, — заложено в самом источнике и А. <...> 265 ГРАНИ № 96 природе этой власти: в воле одной партии. <...> Отсюда — органы партии делаются законодательными и распорядительными органами над государством. <...> Сама воля партии, «воля к власти» и власть воли почти по кантовскому «категорическому императиву» (но без его моральной субстанции!), объявляется абсолютным законом государства и закономерностью общественного развития» (т. <...> ). Уже для Ленина, пишет Авторханов, «и правительство, и народ, и государство существуют через партию, от имени партии и для партии» (там же, стр. <...> С одной стороны, она — закрытая <...>