Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Грани  / № 86 1972

Человек и природа в произведениях А. Солженицына (Некоторые аспекты темы) (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКлейман Людмила
Страниц21
ID353533
АннотацияВ статье раскрываются человеческие качества героев произведений А. И. Солженицына, их нравственность и внутренние конфликты, а также значение и место природы в произведении "В круге первом".
Клейман, Л. Человек и природа в произведениях А. Солженицына (Некоторые аспекты темы) / Л. Клейман // Грани .— 1972 .— № 86 .— С. 117-137 .— URL: https://rucont.ru/efd/353533 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Литературная критика Людмила Клейман Человек и природа в произведениях А. Солженицына <...> (Некоторые аспекты темы) ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОЛЖЕНИЦЫНА Одна из особенностей произведений Солженицына — их относительная бедность действием, в них мало что происходит, даже в «Раковом корпусе», месте смерти, почти нет смертей: читатель слышит лишь об одной смерти — Ефрема, Азовкин и Прошка, например, уходят умирать. <...> Главный «спорщик» «В круге первом» — Рубин: он спорит с Сологдиным о молодежи, о том, все ли средства оправдывают цель (ее достижение), о нравственности и своем, статью Л. Клейман <...> Если мы сравним диалоги героев Солженицына с диалогами героев Достоевского, бросится в глаза следующее различие: герои Достоевского ведут идеологические споры чаще всего сами с собой или со своими двойниками. <...> Кроме того, внешние диалоги героев Достоевского часто превращаются в скандалы, примерами которых могут служить поминки по Мармеладову, смерть Мармеладовой («Преступление и наказание») или же ссора в келье у старца Зосимы («Братья Карамазовы»). <...> Столь же характерна для диалогов героев Достоевского форма исповеди: таковы, например, многочисленные исповеди разных героев перед Алешей Карамазовым. <...> Спор, столкновение разных мнений помогают ищущему герою Солженицына осмыслить окружающую его действительность, наполненную противоречиями, абсурдом, темным и непонятным. <...> Более интересны внутренние конфликты героев Солженицына, которые чаще всего не выражаются в форме диалога, но от которых зависит всё поведение 118 ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА героев. <...> Итак, предпочтя совесть равнодушию и этим губя свою жизнь, герой Солженицына Володин совершает поступок, противоречащий его прежней жизни. <...> 3 Называть героев именами, за которыми скрывается значение, •— прием, характерный для Солженицына: Иннокентий — от слова innocens (лат.): невиновный, неповинный; Агния — от слова «ayvog» (агнос — греч.): чистый, непорочный; или Костоглотов <...>