Он сказал тогда, что следовало бы найти «синтез и формулу «российской свободы». <...> К этому вопросу можно подходить с разных сторон: постараться найти примеры такой свободы в русской истории — у славянофилов, или у декабристов, или у евразийцев. <...> Федотов как-то высказался довольно определенно в том духе, что идеей свободы русский народ увлечь нельзя; что в России единственными носителями этой идеи всегда были привилегированные сословия: вначале православная Церковь, затем бояре и дворяне, и наконец интеллигенция, оторванная от народа и поэтому не сумевшая передать ему свои мысли. <...> Правда, у Федотова есть и другая, несколько провокационная мысль: он ставит вопрос о том, нужно ли связывать русскую национальную идею с имперской См. начало «Традиционалисты» (беседа первая) в «Гра - нях » № 87-88, 1973. <...> 311 ГРАНИ № 92-93 и не будет ли отказ от имперской идеи условием очищения русской национальной идеи от того неприятного «привкуса», который в ней имеется. <...> В наше время такие темы особенно важны: необходимо найти мысли, которые смогли бы помочь той части современных русских «почвенников», которые испытывают определенное тяготение к так называемому национал-коммунизму или к новой «победоносцевщине». <...> Есть еще один подход к теме «русская свобода». <...> Выражаясь схематично, западную свободу можно определить как свободу от , в то время как русскую — свободу для . <...> Откуда появилось понятие Свободы с большой буквы? <...> В древнем мире понятие свободы было по сути дела понятием «привилегии». <...> Во времена древнегреческой демократии такими привилегиями обладала одна элита, остальные же — рабы, иностранцы — этих привилегий не имели. <...> Утверждение Федотова, что в Киевско-Новгородской Руси были те же элементы свободы, как и в Западной Европе, но что с приходом наследников татарских ханов — московских царей — всех запрягли в тягло и завели свою деспотию и самодержавие, мне кажется неверным. <...> И не знаю, верна ли концепция, по которой теперь <...>