Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Грани  / № 92-93 1974

Эпигон Великого Инквизитора (к портрету Сталина в романе А. И. Солженицына "В круге первом") (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРусланов Святослав
Страниц16
ID353306
АннотацияСтатья написана к портрету Сталина в романе А. И. Солженицына "В круге первом". Статья является авторским переводом из докторской диссертации Русланова С. "Полифония первого круга: исследование родства мысли Солженицына и Достоевского", где приводится сравнение образа Сталина (из романа Солженицына "В круге первом") и Инквизитора из романа Достоевского "Братья Карамазовы".
Русланов, С. Эпигон Великого Инквизитора (к портрету Сталина в романе А. И. Солженицына "В круге первом") / С. Русланов // Грани .— 1974 .— № 92-93 .— С. 279-294 .— URL: https://rucont.ru/efd/353306 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Литературная критика Святослав Русланов Эпигон Великого Инквизитора К портрету Сталина в романе А. <...> Связь с Достоевским представляется особенно важной ввиду того, что действительность тоталитаризма, изображенная в романе Солженицына, была предсказана и в наиболее существенных чертах предугадана автором «Бесов» и «Братьев Карамазовых». <...> Как известно, Шигалев, бесноватый идеолог социализма в «Бесах», предлагал, «в виде конечного разрешения (социального. <...> Другой литературный глашатай тоталитаризма — на этот раз не социалист, а католический кардинал и по совместительству Великий Инквизитор — предвкушал, как «сто тысяч страдальцев» добровольно возьмут на себя проклятие познания Добра и Зла, а заодно и бремя власти над «тысячами. миллионов младенцев» 2 . <...> 280 ЭПИГОН ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА но, захаживал на русские просторы. <...> Очевидно, стесненные в своих фантазиях модными либеральными фразами своего времени, и Шигалев и Великий Инквизитор соизволили даровать, или только наобещали, личную свободу «десятой доле» и «сотне тысяч». <...> В фокус романа он попадает в ночной час, когда он обозревает свое прошлое, чтобы получше запланировать будущее. <...> 282 ЭПИГОН ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА рою, другому ветхому «страдальцу на благо человечества», именно девяностолетнему Великому Инквизитору. <...> Хотя Солженицын не упоминает ни Инквизитора, ни «хлебов земных», в сталинской подачке в виде «молока» не трудно усмотреть первое искушение Христа в пустыне «страшным и умным духом». <...> 283 ГРАНИ № 92-93 СВЯТОСЛАВ РУСЛАНОВ У Достоевского, как известно, католический кардинал в конце концов признается своему узнику, что он только лжет во имя Христово, но на самом деле «мы не с Тобой, а с ним, вот наша тайна! <...> 7 284 ЭПИГОН ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА И если уж Владетель Полумира собрал в своем ночном логове книги уничтоженных им соперников, то лишь для того, «чтобы злей быть по ночам, когда принимает решения» (т. <...> Даже о самом себе Сталин не может думать, не <...>