Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Стратегический менеджмент малых и средних предприятий (200,00 руб.)

0   0
Первый авторАналоуи Фархад
АвторыКарами Аждар
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц400
ID352608
АннотацияДеятельностью малых предприятий, как правило, руководят их владельцы, но часто они не имеют профессиональной подготовки в области менеджмента. В учебнике раскрываются концепции стратегического менеджмента малых и средних предприятий, рассматривается сам процесс стратегического менеджмента, его преимущества и ограничения в области малого бизнеса. Исследуются функциональные стратегии: маркетинговая, ценообразования, рекламная, финансовая, стратегия найма персонала. Рассматриваются возможные стратегические проблемы, приводятся стратегические характеристики успешных малых и средних предприятий.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также организаторов бизнеса, руководителей малых и средних предприятий, предпринимателей.
ISBN978-5-238-00865-1 (рус.)
УДК658.01
ББК65.290-2
Аналоуи, Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий = Strategic Management in Small and Medium Enterprises : учебник / А. Карами; Ф. Аналоуи .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 400 с. — (Зарубежный учебник) .— Пер. с англ. - ISBN 1-86152-962-7 (англ.). - ISBN 5-238-00865-1 (рус.) .— ISBN 978-5-238-00865-1 (рус.) .— ISBN 978-1-86152-962-7 (англ.) .— URL: https://rucont.ru/efd/352608 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Серия «Зарубежный учебник» СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ FARHAD ANALOUI AZHDAR KARAMI STRATEGIC MANAGEMENT IN SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES ФАРХАД АНАЛОУИ АЖДАР КАРАМИ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Москва  2015 УДК 658.01 ББК 65.290-2 А64 Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Аналоуи, Фархад. <...> В учебнике раскрываются концепции стратегического менеджмента малых и средних предприятий, рассматривается сам процесс стратегического менеджмента, его преимущества и ограничения в области малого бизнеса. <...> Strategic Management in Small and Medium Enterprises by Farhad Analoui and Azhdar Karami published by Thomson Learning in 2003 Copyright © Farhad Analoui and Azhdar Karami 2003. <...> © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, перевод, оформление, 2005 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства 1 Введение: концепции стратегического менеджмента и малые предприятия Цели изучения Прочитав главу, вы сможете: • объяснить, в чем заключается важность малых и средних предприятий; • проанализировать термины «стратегический» и «стратегический ме• разъяснить преимущества и ограничения стратегического менеджмента; • указать, что включают концепции стратегии и предпринимательства; • объяснить, кто такие стратегические менеджеры; • показать роль предпринимателей как стратегов компаний и привести ха• описать состояние исследований в области стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях; рактеристики успешных предпринимателей. <...> Первая цель этой главы состоит в том, чтобы определить, для чего следует изучать стратегический менеджмент в условиях <...>
Стратегический_менеджмент_малых_и_средних_предприятий._Пер._с_англ._Уч-к_Гриф_УМЦ_Проф._уч-к_(Серия_Зарубежный_учебник).pdf
УДК 658.01 ББК 65.290-2 À64 Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Аналоуи, Фархад. À64 Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: Ïåð. с àíãë. / Ô. Àíàëîóè, À. Êàðàìè. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 400 ñ. (Ñåðèÿ «Зарубежный ó÷åáíèê») 2015. I. Êàðàìè, Àæäàð. Агентство CIP РГБ ISBN 1-86152-962-7 (àíãë.) ISBN 5-238-00865-1 (ðóññê.) Деятельностью малых предприятий, как правило, руководят их владельцы, но часто они не имеют профессиональной подготовки в области менеджмента. В учебнике раскрываются концепции стратегического менеджмента малых и средних предприятий, рассматривается сам процесс стратегического менеджмента, его преимущества и ограничения в области малого бизнеса. Исследуются функциональные стратегии: маркетинговая, ценообразования, рекламная, финансовая, стратегия найма персонала. Рассматриваются возможные стратегические проблемы, приводятся стратегические характеристики успешных малых и средних предприятий. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также организаторов бизнеса, руководителей малых и средних предприятий, предпринимателей. ББК 65.290-2 ISBN 1-86152-962-7 (àíãë.) ISBN 5-238-00865-1 (ðóññê.) Strategic Management in Small and Medium Enterprises by Farhad Analoui and Azhdar Karami published by Thomson Learning in 2003 Copyright © Farhad Analoui and Azhdar Karami 2003. All rights reserved by Thomson Learning 2003. © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, перевод, оформление, 2005 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства
Стр.5
Оглавление Глава 1 Введение: концепции стратегического менеджмента и малые предприятия Стратегия и малые предприятия Концепция стратегического менеджмента Процесс стратегического менеджмента Преимущества и ограничения стратегического менеджмента в условиях МСП Предпринимательство и стратегия Кто такие стратегические менеджеры? Предприниматель как стратег Характеристики успешных предпринимателей Мотивация Гибкость, склонность к инновациям Готовность пойти на разумный риск Умение предвидеть ситуацию Умение планировать организаторские способности Опыт предыдущей деятельности Технические знания Высокая работоспособность Тяга к начинаниям Наличие собственных финансовых ресурсов Структура книги Выводы Вопросы для обсуждения Кейс-стади Библиографический список Изучение стратегического менеджмента на малых предприятиях: «çà» и «ïðîòèâ» 5 5 7 10 12 14 17 18 20 20 21 22 22 22 22 23 23 24 24 24 25 27 30 30 32 Глава 2 Состояние малого бизнеса в Великобритании 36 Определение МСП Преимущества МСП Недостатки МСП Роль МСП в экономике Великобритании Доля МСП в промышленном секторе британской экономики 388 36 40 41 43 47
Стр.389
Провалы МСП Будущее МСП Потребности малых предприятий в стратегии Выводы Вопросы для обсуждения Библиографический список 50 53 54 54 55 55 Глава 3 Процесс стратегического менеджмента на малых предприятиях 57 Эволюция теорий стратегического менеджмента Стратегический менеджмент и малые предприятия Что такое стратегия? Подходы к стратегии Классический подход Эволюционный подход Процессный подход Системный подход Уровни стратегии Формулирование и реализация стратегии Процесс стратегического менеджмента на МСП Динамичная модель стратегического менеджмента для МСП Стадии стратегического менеджмента на МСП Выводы Вопросы для обсуждения Кейс-стади Библиографический список Глава 4 Анализ условий конкуренции в деловой окружающей среде Анализ деловой окружающей среды МСП: теоретические основы исследований Неопределенность и изменение условий деловой окружающей среды 57 59 61 67 69 70 71 72 73 75 76 78 82 84 86 86 87 91 Анализ деловой окружающей среды. Постановка диагноза 91 Что такое анализ деловой окружающей среды? 93 94 Почему для МСП так важен анализ окружающей среды? 98 Понимание руководителями МСП текущей стратегической ситуации 98 98 389
Стр.390
Выявление многообещающих факторов окружающей среды 99 Определение факторов деловой окружающей среды Анализ внешней окружающей среды 99 100 Политические, экономические, социальнокультурные и технологические факторы PEST-анализа 101 105 105 106 106 107 109 109 Анализ отрасли Анализ основных характеристик отрасли Прибыльность отрасли Анализ рынка Жизненный цикл отрасли Технологические перемены Анализ конкурентной ситуации в отрасли Угроза проникновения на рынок компаний-новичков 111 Конкуренция между компаниями, действующими в отрасли 112 Угроза появления продуктов-заменителей и альтернативных услуг Рыночная власть покупателей Рыночная власть поставщиков Выявление стратегических групп Ключевые факторы успеха Анализ внутренней деловой среды Концепция ресурсного подхода Ресурсы и конкурентное преимущество фирмы Ресурсный подход и МСП Анализ ресурсов фирмы Сильные стороны компании Слабые стороны компании Возможности Угрозы Как проводить SWOT-анализ для МСП? Выводы Вопросы для обсуждения Кейс-стади Библиографический список Глава 5 Процесс разработки стратегии на малых и средних предприятиях Разработка стратегий на МСП 390 113 113 114 116 118 119 120 120 123 123 Человеческие ресурсы и конкурентное преимущество 124 Анализ цепи затрат SWOT-àíàëèç 126 128 128 130 132 132 134 135 138 139 142 146 146
Стр.391
Определение миссии МСП Что такое миссия? Стратегическое видение или миссия? Характеристики эффективной миссии Определение бизнеса компании Роли корпоративной миссии Направление Оправданность Мотивация Исследования в области формулировок миссии Характеристики целей Чем выгодны цели Классификация целей Стратегические цели в сравнении с оперативными Количественные цели в сравнении с качественными Долгосрочные цели в сравнении с краткосрочными Практические аспекты постановки целей бизнесменеджерами Разработка стратегии Конкурентное преимущество Конкурентные стратегии Стратегия лидерства по снижению издержек Стратегия дифференциации Сфокусированная (нишевая) стратегия Опасность застрять на полпути Родовые стратегии Портера на МСП Стратегии на корпоративном уровне Специализация и диверсификация Интернационализация Вертикальная интеграция Субподрядная деятельность Выводы Вопросы для обсуждения Библиографический список 148 148 149 151 153 155 155 155 155 156 Наличие формулировки миссии и ее предназначение 157 Содержание формулировки миссии МСП Разработка целей 158 162 163 166 166 167 167 169 169 170 171 173 175 177 177 178 178 180 180 183 189 191 191 195 195 Глава 6 Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана 199 Что такое планирование? 199 391
Стр.392
Значение бизнес-плана для малых предприятий Почему МСП нуждаются в стратегическом плане Процесс бизнес-планирования Типы бизнес-планирования 200 202 203 205 Применение стратегического планирования на МСП 206 Теоретические основы стратегического планирования в малом бизнесе 207 Формальное стратегическое планирование в малом бизнесе 211 Сущность стратегического планирования на МСП 215 Разработка бизнес-плана Характеристики успешного бизнес-плана Компоненты успешного бизнес-плана Выводы Вопросы для обсуждения Кейс-стади Библиографический список 218 219 220 225 228 228 234 Глава 7 Реализация стратегии на малых и средних предприятиях 237 Реализация стратегии Что такое реализация стратегии? Схема семи S, предложенная McKinsey Стратегия Структура Системы Стиль Персонал Навыки и умения Общие ценности Организационная структура и реализация стратегии Типы организационной структуры Малая организационная структура Функциональная организационная структура Организационная структура на основе географического принципа Мультидивизиональная организационная структура, или структура на основе стратегических подразделений бизнеса 392 237 238 240 240 241 241 241 242 242 243 243 245 246 247 249 251
Стр.393
Матричная организационная структура Факторы, влияющие на выбор типа организационной структуры Размер компании Технологии Внешняя среда деятельности Стратегия Стратегия и структура МСП Стиль руководства и реализация стратегии Сущность руководства Различия между руководителем и менеджером Неверный стиль руководства как препятствие успешной реализации стратегии Ресурсный подход к стратегии 253 255 256 256 257 258 258 260 260 261 Составляющие предпринимательского стиля руководства 262 Роль руководителя в реализации стратегии 264 266 Человеческие ресурсы и реализация стратегий на МСП 268 Концепция стратегического менеджмента человеческих ресурсов 270 271 Участие человеческих ресурсов в реализации стратегии 273 Возможности человеческих ресурсов и реализация стратегий МСП Новая стратегическая роль человеческих ресурсов на МСП 276 Управление организационной культурой МСП Организационные процессы Когнитивные процессы Организационное поведение 274 277 278 278 278 Элементы организационной культуры в малом бизнесе 279 Организационная культура и реализация стратегий в предпринимательских компаниях Вопросы для обсуждения Библиографический список 282 286 287 279 Составление бюджета в интересах реализации стратегии 280 Бюджетирование в предпринимательских компаниях 281 Выводы Глава 8 Стратегический контроль на малых предприятиях 292 Введение Определение стратегического контроля Стратегические и оперативные планы 292 293 294 393
Стр.394
Процесс контроля Типы стратегического контроля Стратегическое наблюдение Контроль исходных условий Контроль хода реализации стратегии Контроль непредвиденных обстоятельств Подход на основе трех Е Карта сбалансированной оценки Цели и показатели Выводы Вопросы для обсуждения Библиографический список 294 297 297 298 298 299 Стратегия и эффективность деятельности компании 299 Модель формулы Z 300 301 302 304 306 308 309 Глава 9 Функциональные стратегии на малых и средних предприятиях 310 Введение Маркетинговые исследования в малом бизнесе Маркетинговые исследования и эффективность деятельности компании Процесс маркетинговых исследований Первый этап: постановка проблемы Второй этап: сбор информации Третий этап: анализ собранных данных Четвертый этап: выводы и интерпретация собранной информации Определение целевого рынка бизнеса Выявление конкурентных преимуществ Маркетинговые мероприятия Продукт Цена Продвижение Рынок Стратегия ценообразования Разработка стратегии ценообразования: что должны принимать во внимание МСП 394 Функциональные стратегии в области маркетинга на МСП 311 Что такое маркетинг? Маркетинговая стратегия 310 312 314 316 317 319 319 320 320 321 321 323 325 326 328 328 329 329 330
Стр.395
Фундаментальная стратегия ценообразования Рекламная стратегия Что такое реклама? Постановка рекламных целей Кто такие — наши целевые потребители? Рекламный бюджет Выбор средств массовой информации Финансовые стратегии малых предприятий Финансирование бизнеса: начальные соображения Финансирование за счет выпуска акций Стратегии финансирования малых предприятий за счет выпуска новых акций Стратегии финансирования малого бизнеса за счет заемных средств Финансовый анализ: точка безубыточности Постоянные издержки Переменные издержки Полупеременные издержки Точка безубыточности Функциональные стратегии управления человеческими ресурсами Стратегия найма и отбора персонала Стратегии совершенствования человеческих ресурсов Стратегия удержания и вознаграждения Стратегия аттестации и оценки персонала Выводы Вопросы для обсуждения Библиографический список 332 335 336 336 337 338 338 341 341 342 342 345 347 347 348 349 349 350 351 352 353 354 355 358 358 Глава 10 Некоторые стратегические проблемы малых предприятий Введение Стратегия и МСП Почему руководители МСП игнорируют стратегический менеджмент Управление стратегическими переменами Что такое стратегические перемены? 362 362 363 363 364 365 Подходы к управлению стратегическими переменами 368 Предписывающий подход: «размораживание» и «замораживание» 369 395
Стр.396
Пять факторов теории стратегических перемен и эмерджентный подход МСП и процесс глобализации Стадии глобализации МСП Информационные технологии Электронная коммерция Типы электронной коммерции Электронная коммерция и стратегии малого бизнеса Вопросы для обсуждения Библиографический список 370 371 372 373 374 375 376 Замечания напоследок: стратегические характеристики МСП 378 Выводы 382 386 386 396
Стр.397