ISBN 978-5-238-01823-2 Агентство CIP РГБ Излагается современная концепция реинжиниринга бизнеспроцессов, раскрывающая сущность процессного управления организациями, возможности диагностики состояния организации и ее бизнеспроцессов, методологию проведения реинжиниринга бизнес-процессов. <...> Обобщен опыт реинжиниринга бизнес-процессов в разных странах. <...> Рассматриваются как теоретические основы реинжиниринга бизнеспроцессов, так и практика применения инструментов реинжиниринга: техники описания бизнес-процессов, моделирование бизнес-процессов, информационные технологии, поддерживающие управление бизнеспроцессами, кризисный реинжиниринг. <...> Анализируются российский опыт реинжиниринга бизнес-процессов и проблемы, связанные с реализацией реинжиниринга и оценкой его результатов. <...> «Реинжиниринг бизнеса», «реинжиниринг компании», «реинжиниринг бизнес-процессов» — эти понятия начинают входить в лексикон и область практических действий менеджеров. <...> В результате изучения дисциплины «Реинжиниринг бизнеспроцессов» магистр менеджмента будет уметь: • определять типы бизнес-процессов и клиентов, выделять владельцев процессов и ресурсов; • определять критерии эффективности и ограничения применения технологии реинжиниринга бизнес-процессов; • выбирать информационные технологии в зависимости от решаемых задач организации бизнес-процесса; • проводить исследование бизнес-систем, строить их описание в виде формальных моделей; • формировать предложения по улучшению бизнес-процессов; • применять методы моделирования бизнес-процессов к исследованию организации, проводить структурный и функциональный анализ бизнес-процессов организации. <...> Введение 5 В результате изучения дисциплины «Реинжиниринг бизнеспроцессов» магистр менеджмента будет знать: • основную терминологию, связанную с управлением бизнес-процессами; • технологию, методы и инструментальные средства перепроектирования бизнес-процессов <...>
Реинжиниринг_бизнес-процесов._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК 005.4/.5(100)(075.8)
ББК 65.291.216ÿ73-1+65.5-211ÿ73-1
Ð35
Авторы:
À.Î. Áëèíîâ, Î.Ñ. Ðóäàêîâà, Â.ß. Çàõàðîâ, È.Â. Захаров
Рецензент:
заслуженный экономист РФ,
доктор экономических наук, профессор А.Е. Суглобов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Реинжиниринг бизнес-процесов: учеб. пособие для студенР35
тов вузов, обучающихся по специальностям экономики и
управления / [À.Î. Блинов и äð.]; под ðåä. À.Î. Áëèíîâà. —
Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
2015. 344 — ñ.
I. Блинов, Андрей Олегович.
ISBN 978-5-238-01823-2
Агентство CIP РГБ
Излагается современная концепция реинжиниринга
бизнеспроцессов,
раскрывающая сущность процессного управления организациями,
возможности диагностики состояния организации и ее бизнеспроцессов,
методологию проведения реинжиниринга бизнес-процессов.
Обобщен опыт реинжиниринга бизнес-процессов в разных странах.
Рассматриваются как теоретические основы реинжиниринга бизнеспроцессов,
так и практика применения инструментов реинжиниринга:
техники описания бизнес-процессов, моделирование бизнес-процессов,
информационные технологии, поддерживающие управление бизнеспроцессами,
кризисный реинжиниринг. Анализируются
российский
опыт реинжиниринга бизнес-процессов и проблемы, связанные с реализацией
реинжиниринга и оценкой его результатов.
Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления,
преподавателей вузов, а также для менеджеров и специалистов
различных отраслей национальной экономики.
ББК 65.291.216ÿ73-1+65.5-211ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01823-2
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2010
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2010
Стр.3
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Процессное управление организацией
1.1. Типы организаций. Новые организационные формы
1.2. Сущность процессного подхода к управлению
организацией и условия его применения
1.3. Проблемы перехода к процессному управлению
1.4. Стратегические аспекты процессного управления
Глава 2. Диагностика состояния и направлений
развития организации
2.1. Комплексная диагностика состояния организации
2.2. Система управления как объект исследования
2.3. Методология исследования систем управления
2.4. Исследование организационных структур управления
и систем принятия решений
2.5. Опыт диагностики состояния и направлений развития
организации с помощью опросов
Глава 3. Выделение и описание бизнес-процессов
3.1. Определение бизнес-процессов
3.2. Элементы бизнес-процесса
3.3. Классификация бизнес-процессов
3.4. Определение размера и числа бизнес-процессов
Глава 4. Характеристика работ по проведению
реинжиниринга бизнес-процессов
4.1. Сущность реинжиниринга бизнес-процессов
7
7
24
27
31
45
45
47
48
50
54
77
77
81
87
99
105
105
4.2. Условия успешного реинжиниринга и факторы риска 112
4.3. Участники реинжиниринговой деятельности
и их функции
114
Стр.340
340
4.4. Виды реинжиниринга
4.5. Основные принципы и правила реинжиниринга
4.6. Основные этапы и приемы реинжиниринга
4.7. Реинжиниринг в России
Глава 5. Кризисный реинжиниринг
5.1. Что мы называем кризисом
5.2. Патологии организационного поведения
117
118
120
125
133
133
137
5.3. Разработка программы реструктуризации организации 147
5.4. Маркетинговые приоритеты в кризисной ситуации
5.5. Кадровая политика в условиях кризиса
151
156
5.6. Антикризисная политика российского правительства
в 2008—2009 ãã.
Глава 6. Моделирование бизнес-процессов
в организации
6.1. Цель и задачи моделирования бизнес-процессов
6.2. Общие вопросы моделирования
6.3. Методологии моделирования бизнес-процессов
6.4. Инструментальные средства моделирования
бизнес-процессов
6.5. Моделирование в целях реинжиниринга
бизнес-процессов
Глава 7. Информационные технологии,
поддерживающие управление
7.1. Роль и значение информационных технологий
в управлении
7.2. Информационные системы и их типы
бизнес-процессами 212
212
217
7.3. Внедрение корпоративной информационной системы 226
7.4. Программное обеспечение информационной
технологии управления организацией
7.5. Примеры решений по внедрению ERP-систем
в различных отраслях
7.6. Интернет и электронный бизнес
236
242
260
161
165
165
171
178
190
203
Стр.341
Оглавление
Глава 8. Реализация реинжиниринга
8.1. Анализ подходов к внедрению проектов
реинжиниринга бизнес-процессов
8.2. Реинжиниринг персонала
8.4. Сопротивление работников переменам
бизнес-процессов и оценка его результатов 271
273
276
8.3. Что чувствуют люди в период кардинальных
преобразований
298
314
8.5. Оценка результатов реинжиниринга бизнес-процессов 329
Библиографический список
334
341
Стр.342