Менеджмент человеческих ресурсов (МЧР): эта область также стала рассматриваться с позиции их интеграции со стратегическим менеджментом посредством развития новой дисциплины, относящейся к стратегическому менеджменту человеческих ресурсов (СМЧР). <...> . Кроме того, появились исследования отдельных детерминант практических направлений по МЧР с позиций стратегического менеджмента (Dean & Snell, 1991; Jackson, Schuller & Rivero, 1989). <...> Все эти функции могут выполняться по-разному, что и предопределяет так называемый стиль руководства. <...> На самом деле каждый конкретный менеджер формирует свой индивидуальный стиль руководства, что и делает его уникальным, поскольку пропускает всю информацию через себя, через свою индивидуальность. <...> Так, Стефан Роббинс (Robbins, 1993) лидерство определяет, как «способность влиять на группу в направлении достижения целей». <...> В учебном пособии рассмотрены основные подходы к решению проблемы эффективности лидерства и руководства: (1) личностный подход; (2) поведенческий подход; (3) ситуационный подход; (4) гуманистический подход к руководству; (5) харизматический подход; (6) деятельностно-специфический подход; (7) гибкий системный подход; (8) групп-аналитический подход; (9) стратегический подход; (10) экзистенциальный. <...> Они, в свою очередь, будут оказывать влияние на деятельность руководителей фирмы, на характер управления персоналом, на стиль руководства. <...> Использование групп-аналитического подхода к решению проблемы более эффективного управления персоналом открывает новые возможности для руководителей. <...> Групповой анализ как отдельная дисциплина вобрал в себя и теорию психоанализа, и теорию систем, и идеи гештальтпсихологии (нем. <...> Применение психоаналитического и групп-аналитического подходов позволяет рассмотреть известные факты, процессы на более глубоком уровне, что дает возможность сознательного их контроля и управления. <...> Стратегический стиль руководства на сегодняшний день самый прогрессивный <...>
Психология_эффективного_стратегического_управления_персоналом._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Magister).pdf
УДК [005.95:159.923](075.8)
ББК 65.291.6-21ÿ73-1+88.59ÿ73-1
Á19
Рецензенты:
Заслуженный деятель науки РФ, академик,
доктор экономических наук, профессор,
зав. кафедрой экономики и управления Института повышения квалификации
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета В.С. Кабаков;
кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой управления персоналом
Санкт-Петербургского государственного института психологии
и социальной работы В.В. Белов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Бакирова, Гузэль Хафазовна.
Á19
Психология эффективного стратегического управления
персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся
по специальностям «Психология», «Менеджмент организации»,
«Управление персоналом» / Ã.Õ. Áàêèðîâà. — Ì.:
ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 591 ñ. — (Ñåðèÿ «Magister»).
2015.
ISBN 978-5-238-01437-1
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются все основные факторы, влияющие на систему управления
людьми в организации, а также интегративный и системный подходы.
Акцентируется внимание на теориях психоанализа, групп-анализа.
Анализируются теории личности, закономерности функционирования
массовых групп, теории мотивации, лидерства.
Для студентов вузов, изучающих организационную психологию, а также
обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление
персоналом», представляет интерес для руководителей высшего и среднего
звена.
ББК 65.291.6-21ÿ73-1+88.59ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01437-1 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме, в том
числе в Интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
3
9
12
1.1. Преимущества стратегического управления персоналом 12
1.2. Экзистенциальный подход в управлении персоналом
17
Глава 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 3. ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Развитие организации
3.2. Модели управления персоналом
Глава 4. ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
В ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. История развития группового анализа
4.2. Матрица
4.3. Круг
4.4. Фигура и фон
4.5. Групп-анализ развития организации
4.6. Применение группового анализа в организации
Глава 5. АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЯПОНСКИХ
КОМПАНИЙ
5.1. Психология нации
5.2. Психология общины
5.3. Психология личности
5.4. Психология принципов японского менеджмента
19
24
24
30
37
37
42
48
49
51
54
57
57
59
60
65
Стр.591
Оглавление
5.5. Использование психологии общины в управлении
персоналом
5.6. Место и роль управления персоналом в организациях
Японии
5.7. Принципы и методы кадрового менеджмента
Часть II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Глава 6. ФИЛОСОФИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
6.1. Структура ценностей
6.2. Общечеловеческие ценности
6.3. Ценности организации
6.4. Картина будущего организации (Vision)
Глава 7. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (СМЧР)
7.1. Стратегический менеджмент
7.2. Определение стратегического менеджмента
человеческих ресурсов (СМЧР)
7.3. Теоретические модели МЧР
7.4. Стратегические теории МЧР
7.5. Нестратегические модели МЧР
Глава 8. МЕНЕДЖМЕНТ ПОСРЕДСТВОМ
ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ (МВО)
8.1. Определение понятия
8.2. Цели и подцели
8.3. Правила для формулирования целей
Глава 9. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
9.1. Определение
9.2. Комплексность
9.3. Формализация
9.4. Централизация
Глава 10. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
КОНЦЕПЦИИ
10.1. Разделение труда
10.2. Единство команды, или единоначалие
585
68
70
70
79
82
82
83
88
91
95
95
99
101
102
114
120
120
121
122
125
125
126
127
127
129
129
131
Стр.592
586
10.3. Полномочия и ответственность
10.4. Размах контроля
10.5. Подразделения
10.6. Виды организационных структур
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
11.1. Культура нации (ñòðàíû)
11.2. Культура организации
11.3. Виды организационных культур
11.4. Функции культуры организации
11.5. Формирование и поддержание культуры
11.6. Компоненты организационной культуры
11.7. Социально-психологический климат
11.8. Изменение организационной культуры
Глава 12. ГРУПП-АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ
12.1. Психоанализ и политика организационной теории
12.2. Дальнейшие взгляды на организацию
12.3. Бессознательные процессы в организации
12.4. Явление отражения (отзеркаливания) в организации
Часть III. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
И СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Глава 13. ИЗУЧЕНИЕ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД
13.1. Подходы к изучению руководства и лидерства
13.2. Индивидуально-психологический подход
к руководству и лидерству: теория характерных черт
Глава 14. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
К РУКОВОДСТВУ И ЛИДЕРСТВУ.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
14.1. Классические стили руководства
14.2. Два вектора в поведении руководителей
14.3. Руководство, ориентированное на задание и членство
14.4. Управленческая решетка
14.5. Требования к поведению руководителя
132
135
137
141
154
154
160
163
164
165
168
170
174
177
178
187
190
195
203
207
207
212
227
228
232
234
235
238
Стр.593
Оглавление
Глава 15. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД
К РУКОВОДСТВУ И ЛИДЕРСТВУ.
СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ
15.1. Модель обстоятельств (эффективности руководства)
Фидлера (contingency model)
15.2. Теория когнитивного ресурса: усовершенствование
модели Фидлера
587
244
245
253
15.3. Ситуационная теория руководства Херси и Бланшара 254
15.4. Теория обмена «Руководитель — член группы»
15.5. Теория «Äîðîãà — öåëü»
15.6. Модель «Руководитель — ó÷àñòèå» Врума — Йеттона
15.7. Стили лидерства Лайкерта
15.8. Другие ситуативные теории
Глава 16. ПАРТИЦИПАТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
И МЕНЕДЖМЕНТ
16.1. Партиципативный менеджмент и стиль руководства:
понятия и принципы
16.2. Кружки качества
16.3. Партиципативный менеджмент в практике
Глава 17. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО
17.1. Теоретические основы понятия «власть»
17.2. Определение власти
17.3. Основы и источники власти
17.4. Основы власти
17.5. Источники власти
17.6. Власть и стили руководства
Глава 18. НАИБОЛЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
К ЛИДЕРСТВУ
18.1. Атрибутивная теория руководства
18.2. Теория харизматического руководства
18.3. Трансакционное и трансформационное лидерство
18.4. Современные подходы к стилям руководства
18.5. Стратегическое лидерство
18.6. Экзистенциальное лидерство
18.7. Психоаналитический подход к руководству
18.8. Индивидуальный стиль руководства
261
262
265
272
273
278
278
281
283
285
285
287
288
290
295
298
299
299
300
305
307
321
322
324
329
Стр.594
588
Глава 19. РУКОВОДСТВО И КОММУНИКАТИВНЫЕ
СТИЛИ
19.1. Функции управления и коммуникации
19.2. Модели коммуникации и стили руководства
19.3. Принятие решений и коммуникации
19.4. Трансактный анализ и лидерство
19.5. Эмоции и коммуникативный стиль
331
331
333
337
339
343
19.6. Восприятие подчиненного и коммуникативный стиль 343
19.7. Психологические проблемы принятия решений
Часть IV. ГРУППОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
20.2. Функции и роли членов группы
20.3. Формальная и неформальная структуры группы
20.4. Статус в группе
20.5. Размер группы
20.6. Композиция группы
Глава 21. ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГРУППЫ
21.1. Мотивы присоединения людей к группе
21.2. Развитие группы
21.3. Нормы группы
21.4. Психологические механизмы образования групповых
норм
21.5. Сплоченность группы
Глава 22. РУКОВОДСТВО САМОУПРАВЛЯЕМЫМИ
РАБОЧИМИ КОМАНДАМИ
22.1. Команда: определение понятия
22.2. Структурные характеристики команды
22.3. Динамические характеристики команды
22.4. Влияние команды на поведение индивидуумов
22.5. Эффективность команды
22.6. Организационные аспекты рабочей команды
22.7. Требования к руководителю и лидеру команды
344
349
Глава 20. СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ 354
20.1. Классификация групп
354
355
363
367
368
373
376
376
379
386
393
400
405
405
407
410
417
419
425
427
Стр.595
Оглавление
Глава 23. ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
К ЛИДЕРСТВУ
589
430
23.1. Групп-аналитическая перспектива: базовые концепции 430
23.2. Групп-анализ этапов развития группы
23.3. Ранняя стадия группового развития
23.4. Задачи руководителя на ранней стадии развития группы 447
23.5. О развитии группы, организации и нации
23.6. Функции и роли руководителя
23.7. Сопротивления в группе
Часть V. ПУТЬ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 24. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
24.1. Организационные изменения
24.2. Определение понятия «организационное развитие»
24.3. Основные положения концепции организационного
развития
Глава 25. СОПРОТИВЛЕНИЕ РАЗВИТИЮ
ОРГАНИЗАЦИИ
25.1. Сопротивление изменениям
25.2. Преодоление сопротивления изменениям
Глава 26. ВНЕДРЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ
26.1. Управление организационными изменениями
26.4. Японская система развития организации
Глава 27. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
27.1. Как научиться лидерству
27.2. Сопротивление изменению лидерского поведения
27.3. Формирование индивидуального стиля руководства
Часть VI. ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДСТВУ
И ЛИДЕРСТВУ
Глава 28. ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
440
442
451
453
465
475
477
477
480
482
485
485
490
492
492
26.2. Современные программы организационного развития 493
26.3. ОР-интервенции
502
505
511
511
512
515
521
523
28.1. Теория классического обусловливания, или тренировки 523
28.2. Теория оперантного обусловливания
524
Стр.596
590
28.3. Теория социального научения
28.4. Формирование: инструмент управления
28.5. Методы формирования поведения
28.6. Режим подкрепления
28.7. Применение для исполнения и удовлетворения
Глава 29. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ. ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
29.1. Уровни, или виды, социально-психологического
тренинга
29.2. Требования к тренингу менеджеров
524
525
526
528
530
531
531
537
29.3. Теории и концепции, используемые
в социально-психологическом тренинге руководителей 539
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ. ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Приложение 1. Тесты и упражнения к части II
1.1. Тест для самоанализа «Целевые ориентации»
1.3. Упражнение «Принципы японского менеджмента»
1.4. Тест для изучения организационной культуры
1.5. Анкета для изучения организационной культуры
1.6. Упражнение «Построение организационного дерева»
Приложение 2. Тесты и упражнения к части III
2.1. Тест для определения значения LPC
2.2. Тест на определение уровня самоконтроля
2.3. Упражнение «Оценка лидерства»
2.4. Упражнение «“Активы” и “пассивы” относительно
лидерского поведения»
545
548
560
560
560
1.2. Упражнение «Деловая игра (ДИ) “Принципы
ìåíåäæìåíòà”» 560
563
564
565
569
571
571
572
573
573
Стр.597
Оглавление
2.5. Упражнение «Самооценка менеджера»
2.6. Упражнение «Мои сильные и слабые стороны»
2.7. Упражнение «Функции менеджера»
Приложение 3. Тесты и упражнения к части IV
3.1. Тест на определение эффективности группы (ТЭГ)
Приложение 4. Тесты и упражнения к части V
4.1. Упражнение «Корпорация “3Ì”»
Приложение 5. Обработка и интерпретация
результатов тестов
5.1. Тест для изучения организационной культуры (ТОК)
5.2. Посчитайте ваше значение по LPC
5.3. Тест «Насколько вы способны к самоконтролю?»
5.4. Упражнение «Самооценка менеджера»
5.5. Тест на определение эффективности группы (ТЭГ)
591
574
575
575
576
576
579
579
581
581
582
582
582
583
Стр.598