Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Психология эффективного стратегического управления персоналом (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБакирова Г. Х.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц598
ID352520
АннотацияРассматриваются все основные факторы, влияющие на систему управления людьми в организации, а также интегративный и системный подходы. Акцентируется внимание на теориях психоанализа, групп-анализа. Анализируются теории личности, закономерности функционирования массовых групп, теории мотивации, лидерства.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» (030301), «Менеджмент организации» (080507), «Управление персоналом» (080505)
Кому рекомендованоДля студентов вузов, изучающих организационную психологию, а также обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом», представляет интерес для руководителей высшего и среднего звена.
ISBN978-5-238-01437-1
УДК[005.95:159.923](075.8)
ББК65.291.6-21я73-1+88.59я73-1
Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом : учеб. пособие / Г.Х. Бакирова .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 598 с. — (Magister) .— ISBN 978-5-238-01437-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/352520 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Менеджмент человеческих ресурсов (МЧР): эта область также стала рассматриваться с позиции их интеграции со стратегическим менеджментом посредством развития новой дисциплины, относящейся к стратегическому менеджменту человеческих ресурсов (СМЧР). <...> . Кроме того, появились исследования отдельных детерминант практических направлений по МЧР с позиций стратегического менеджмента (Dean & Snell, 1991; Jackson, Schuller & Rivero, 1989). <...> Все эти функции могут выполняться по-разному, что и предопределяет так называемый стиль руководства. <...> На самом деле каждый конкретный менеджер формирует свой индивидуальный стиль руководства, что и делает его уникальным, поскольку пропускает всю информацию через себя, через свою индивидуальность. <...> Так, Стефан Роббинс (Robbins, 1993) лидерство определяет, как «способность влиять на группу в направлении достижения целей». <...> В учебном пособии рассмотрены основные подходы к решению проблемы эффективности лидерства и руководства: (1) личностный подход; (2) поведенческий подход; (3) ситуационный подход; (4) гуманистический подход к руководству; (5) харизматический подход; (6) деятельностно-специфический подход; (7) гибкий системный подход; (8) групп-аналитический подход; (9) стратегический подход; (10) экзистенциальный. <...> Они, в свою очередь, будут оказывать влияние на деятельность руководителей фирмы, на характер управления персоналом, на стиль руководства. <...> Использование групп-аналитического подхода к решению проблемы более эффективного управления персоналом открывает новые возможности для руководителей. <...> Групповой анализ как отдельная дисциплина вобрал в себя и теорию психоанализа, и теорию систем, и идеи гештальтпсихологии (нем. <...> Применение психоаналитического и групп-аналитического подходов позволяет рассмотреть известные факты, процессы на более глубоком уровне, что дает возможность сознательного их контроля и управления. <...> Стратегический стиль руководства на сегодняшний день самый прогрессивный <...>
Психология_эффективного_стратегического_управления_персоналом._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Magister).pdf
УДК [005.95:159.923](075.8) ББК 65.291.6-21ÿ73-1+88.59ÿ73-1 Á19 Рецензенты: Заслуженный деятель науки РФ, академик, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления Института повышения квалификации Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета В.С. Кабаков; кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой управления персоналом Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы В.В. Белов Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Бакирова, Гузэль Хафазовна. Á19 Психология эффективного стратегического управления персоналом: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Ã.Õ. Áàêèðîâà. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 591 ñ. — (Ñåðèÿ «Magister»). 2015. ISBN 978-5-238-01437-1 Агентство CIP РГБ Рассматриваются все основные факторы, влияющие на систему управления людьми в организации, а также интегративный и системный подходы. Акцентируется внимание на теориях психоанализа, групп-анализа. Анализируются теории личности, закономерности функционирования массовых групп, теории мотивации, лидерства. Для студентов вузов, изучающих организационную психологию, а также обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом», представляет интерес для руководителей высшего и среднего звена. ББК 65.291.6-21ÿ73-1+88.59ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01437-1 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Часть I. ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ 3 9 12 1.1. Преимущества стратегического управления персоналом 12 1.2. Экзистенциальный подход в управлении персоналом 17 Глава 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ Глава 3. ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ 3.1. Развитие организации 3.2. Модели управления персоналом Глава 4. ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ 4.1. История развития группового анализа 4.2. Матрица 4.3. Круг 4.4. Фигура и фон 4.5. Групп-анализ развития организации 4.6. Применение группового анализа в организации Глава 5. АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЯПОНСКИХ КОМПАНИЙ 5.1. Психология нации 5.2. Психология общины 5.3. Психология личности 5.4. Психология принципов японского менеджмента 19 24 24 30 37 37 42 48 49 51 54 57 57 59 60 65
Стр.591
Оглавление 5.5. Использование психологии общины в управлении персоналом 5.6. Место и роль управления персоналом в организациях Японии 5.7. Принципы и методы кадрового менеджмента Часть II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Глава 6. ФИЛОСОФИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 6.1. Структура ценностей 6.2. Общечеловеческие ценности 6.3. Ценности организации 6.4. Картина будущего организации (Vision) Глава 7. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (СМЧР) 7.1. Стратегический менеджмент 7.2. Определение стратегического менеджмента человеческих ресурсов (СМЧР) 7.3. Теоретические модели МЧР 7.4. Стратегические теории МЧР 7.5. Нестратегические модели МЧР Глава 8. МЕНЕДЖМЕНТ ПОСРЕДСТВОМ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ (МВО) 8.1. Определение понятия 8.2. Цели и подцели 8.3. Правила для формулирования целей Глава 9. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 9.1. Определение 9.2. Комплексность 9.3. Формализация 9.4. Централизация Глава 10. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 10.1. Разделение труда 10.2. Единство команды, или единоначалие 585 68 70 70 79 82 82 83 88 91 95 95 99 101 102 114 120 120 121 122 125 125 126 127 127 129 129 131
Стр.592
586 10.3. Полномочия и ответственность 10.4. Размах контроля 10.5. Подразделения 10.6. Виды организационных структур Глава 11. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 11.1. Культура нации (ñòðàíû) 11.2. Культура организации 11.3. Виды организационных культур 11.4. Функции культуры организации 11.5. Формирование и поддержание культуры 11.6. Компоненты организационной культуры 11.7. Социально-психологический климат 11.8. Изменение организационной культуры Глава 12. ГРУПП-АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 12.1. Психоанализ и политика организационной теории 12.2. Дальнейшие взгляды на организацию 12.3. Бессознательные процессы в организации 12.4. Явление отражения (отзеркаливания) в организации Часть III. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА И СТИЛИ РУКОВОДСТВА Глава 13. ИЗУЧЕНИЕ РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВА. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД 13.1. Подходы к изучению руководства и лидерства 13.2. Индивидуально-психологический подход к руководству и лидерству: теория характерных черт Глава 14. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ И ЛИДЕРСТВУ. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 14.1. Классические стили руководства 14.2. Два вектора в поведении руководителей 14.3. Руководство, ориентированное на задание и членство 14.4. Управленческая решетка 14.5. Требования к поведению руководителя 132 135 137 141 154 154 160 163 164 165 168 170 174 177 178 187 190 195 203 207 207 212 227 228 232 234 235 238
Стр.593
Оглавление Глава 15. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ И ЛИДЕРСТВУ. СИТУАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ 15.1. Модель обстоятельств (эффективности руководства) Фидлера (contingency model) 15.2. Теория когнитивного ресурса: усовершенствование модели Фидлера 587 244 245 253 15.3. Ситуационная теория руководства Херси и Бланшара 254 15.4. Теория обмена «Руководитель — член группы» 15.5. Теория «Äîðîãà — öåëü» 15.6. Модель «Руководитель — ó÷àñòèå» Врума — Йеттона 15.7. Стили лидерства Лайкерта 15.8. Другие ситуативные теории Глава 16. ПАРТИЦИПАТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА И МЕНЕДЖМЕНТ 16.1. Партиципативный менеджмент и стиль руководства: понятия и принципы 16.2. Кружки качества 16.3. Партиципативный менеджмент в практике Глава 17. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО 17.1. Теоретические основы понятия «власть» 17.2. Определение власти 17.3. Основы и источники власти 17.4. Основы власти 17.5. Источники власти 17.6. Власть и стили руководства Глава 18. НАИБОЛЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ЛИДЕРСТВУ 18.1. Атрибутивная теория руководства 18.2. Теория харизматического руководства 18.3. Трансакционное и трансформационное лидерство 18.4. Современные подходы к стилям руководства 18.5. Стратегическое лидерство 18.6. Экзистенциальное лидерство 18.7. Психоаналитический подход к руководству 18.8. Индивидуальный стиль руководства 261 262 265 272 273 278 278 281 283 285 285 287 288 290 295 298 299 299 300 305 307 321 322 324 329
Стр.594
588 Глава 19. РУКОВОДСТВО И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТИЛИ 19.1. Функции управления и коммуникации 19.2. Модели коммуникации и стили руководства 19.3. Принятие решений и коммуникации 19.4. Трансактный анализ и лидерство 19.5. Эмоции и коммуникативный стиль 331 331 333 337 339 343 19.6. Восприятие подчиненного и коммуникативный стиль 343 19.7. Психологические проблемы принятия решений Часть IV. ГРУППОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 20.2. Функции и роли членов группы 20.3. Формальная и неформальная структуры группы 20.4. Статус в группе 20.5. Размер группы 20.6. Композиция группы Глава 21. ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ 21.1. Мотивы присоединения людей к группе 21.2. Развитие группы 21.3. Нормы группы 21.4. Психологические механизмы образования групповых норм 21.5. Сплоченность группы Глава 22. РУКОВОДСТВО САМОУПРАВЛЯЕМЫМИ РАБОЧИМИ КОМАНДАМИ 22.1. Команда: определение понятия 22.2. Структурные характеристики команды 22.3. Динамические характеристики команды 22.4. Влияние команды на поведение индивидуумов 22.5. Эффективность команды 22.6. Организационные аспекты рабочей команды 22.7. Требования к руководителю и лидеру команды 344 349 Глава 20. СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ 354 20.1. Классификация групп 354 355 363 367 368 373 376 376 379 386 393 400 405 405 407 410 417 419 425 427
Стр.595
Оглавление Глава 23. ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИДЕРСТВУ 589 430 23.1. Групп-аналитическая перспектива: базовые концепции 430 23.2. Групп-анализ этапов развития группы 23.3. Ранняя стадия группового развития 23.4. Задачи руководителя на ранней стадии развития группы 447 23.5. О развитии группы, организации и нации 23.6. Функции и роли руководителя 23.7. Сопротивления в группе Часть V. ПУТЬ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Глава 24. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ 24.1. Организационные изменения 24.2. Определение понятия «организационное развитие» 24.3. Основные положения концепции организационного развития Глава 25. СОПРОТИВЛЕНИЕ РАЗВИТИЮ ОРГАНИЗАЦИИ 25.1. Сопротивление изменениям 25.2. Преодоление сопротивления изменениям Глава 26. ВНЕДРЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 26.1. Управление организационными изменениями 26.4. Японская система развития организации Глава 27. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 27.1. Как научиться лидерству 27.2. Сопротивление изменению лидерского поведения 27.3. Формирование индивидуального стиля руководства Часть VI. ОБУЧЕНИЕ РУКОВОДСТВУ И ЛИДЕРСТВУ Глава 28. ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ 440 442 451 453 465 475 477 477 480 482 485 485 490 492 492 26.2. Современные программы организационного развития 493 26.3. ОР-интервенции 502 505 511 511 512 515 521 523 28.1. Теория классического обусловливания, или тренировки 523 28.2. Теория оперантного обусловливания 524
Стр.596
590 28.3. Теория социального научения 28.4. Формирование: инструмент управления 28.5. Методы формирования поведения 28.6. Режим подкрепления 28.7. Применение для исполнения и удовлетворения Глава 29. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ. ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 29.1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга 29.2. Требования к тренингу менеджеров 524 525 526 528 530 531 531 537 29.3. Теории и концепции, используемые в социально-психологическом тренинге руководителей 539 ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ. ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Приложение 1. Тесты и упражнения к части II 1.1. Тест для самоанализа «Целевые ориентации» 1.3. Упражнение «Принципы японского менеджмента» 1.4. Тест для изучения организационной культуры 1.5. Анкета для изучения организационной культуры 1.6. Упражнение «Построение организационного дерева» Приложение 2. Тесты и упражнения к части III 2.1. Тест для определения значения LPC 2.2. Тест на определение уровня самоконтроля 2.3. Упражнение «Оценка лидерства» 2.4. Упражнение «“Активы” и “пассивы” относительно лидерского поведения» 545 548 560 560 560 1.2. Упражнение «Деловая игра (ДИ) “Принципы ìåíåäæìåíòà”» 560 563 564 565 569 571 571 572 573 573
Стр.597
Оглавление 2.5. Упражнение «Самооценка менеджера» 2.6. Упражнение «Мои сильные и слабые стороны» 2.7. Упражнение «Функции менеджера» Приложение 3. Тесты и упражнения к части IV 3.1. Тест на определение эффективности группы (ТЭГ) Приложение 4. Тесты и упражнения к части V 4.1. Упражнение «Корпорация “3Ì”» Приложение 5. Обработка и интерпретация результатов тестов 5.1. Тест для изучения организационной культуры (ТОК) 5.2. Посчитайте ваше значение по LPC 5.3. Тест «Насколько вы способны к самоконтролю?» 5.4. Упражнение «Самооценка менеджера» 5.5. Тест на определение эффективности группы (ТЭГ) 591 574 575 575 576 576 579 579 581 581 582 582 582 583
Стр.598