УДК 159.954.4(075.8)
ББК 88.4ÿ73
Ê17
Рецензенты:
д-р психол. наук, проф., академик РАО Н.Ф. Талызина;
д-р психол. наук, проф., академик РАО Е.А. Климов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Калошина, Инна Павловна.
Ê17
для студентов вузов / È.Ï. Êàëîøèíà. — 3-å èçä., äîï. —
Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 655 ñ.
Психология творческой деятельности: учеб. пособие
2015.
ISBN 978-5-238-01430-2
Агентство СIP РГБ
Рассматривается проблема обучения творческой деятельности — планомерное
решение творческих задач, основанное на методологических знаниях,
исходя из того, что метод решения задач соответствует взаимосвязям между
категориями методологических знаний. Приводятся четыре типа методологических
знаний: структура деятельности; математические модели; логические
отношения; структура языков программирования.
С позиций деятельностного подхода механизмы творческой деятельности
представлены как система определенных действий и приемов.
Дается конкретная методика «переноса» взаимосвязей на творческую задачу
с установлением ранее неизвестных взаимосвязей между искомым способом ее
решения и известными составными частями — условием и требованием.
Третье издание (предыдущие издания — ÞÍÈÒÈ, 2003, 2007) дополнено
новой главой «Рекомендации к построению занятий по курсу «Психология
творческой деятельности».
Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов, психологических
факультетов, а также специалистов разного профиля, поскольку учебные
и профессиональные творческие задачи построены на материале из разных
областей знаний и разных учебных дисциплин.
ББК 88.4ÿ73
ISBN 978-5-238-01430-2 © È.Ï. Êàëîøèíà, 2003, 2007, 2008
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2002, 2007, 2008
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме, в
том числе в Интернет-сети, запрещается без
письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
Оглавление
Глава 1. Деятельность и психика. Основные принципы отечественной
психологии и строение творческой деятельности
1.1. Принцип единства психики и деятельности
1.2. Принцип орудийной опосредованности деятельности
и психики человека. Орудия в структуре творческой
деятельности
Введение 3
7
7
22
1.3. Принцип социальной природы деятельности и психики
человека. Социальная природа творческой деятельности 28
1.4. Принцип ведущей предметной деятельности.
Ведущий вид творческой деятельности
1.5. Принцип ориентирующей роли психики человека.
Ориентировочная часть творческой деятельности
Глава 2. Творческие задачи в учебном процессе и труде
2.1. Задачи: общее понятие, структура, классификация
2.2. Творческие задачи учебного типа на воссоздание
(«переоткрытие») обучаемыми наиболее трудно
усваиваемых положений учебного материала
2.3. Творческие задачи профессионального типа
на разработку объективно новых орудий и операций
Глава 3. Структура деятельности — тип методологических
знаний для разработки способов решения творческих
задач (орудие творческой деятельности)
3.1. Вводный пример решения творческих задач
с помощью методологических знаний о структуре
деятельности
3.2. Макроэлементы (основные компоненты) деятельности
3.3. Базисы макроэлементов (основных компонентов)
деятельности: полисто
3.4. Взаимосвязь уподобления между основными
компонентами деятельности
43
43
52
74
92
92
97
´роны, ингредиенты, микроэлементы 105
111
3.5. Построение неизвестных компонентов (разработка их
базиса) на основе известных компонентов
и взаимосвязи уподобления между основными
компонентами деятельности
3.6. Пример, завершающий положения по структуре
деятельности
669
116
120
34
37
Стр.670
Глава 4. Решение учебных творческих задач с помощью
знаний о структуре деятельности
4.1. Решение первой триады задач с помощью первого,
третьего и четвертого правил уподобления
4.2. Решение второй триады задач на воссоздание орудий
анализа, преобразования и управления предметом
деятельности с помощью первого, второго и четвертого
правил уподобления
4.3. Решение третьей триады задач на воссоздание орудий
анализа, преобразования и управления предметом
деятельности с применением второго и третьего
правил уподобления
Глава 5. Решение творческих задач профессионального
типа с помощью методологических знаний
о структуре деятельности
130
130
166
207
240
Глава 6. Математические модели — тип методологических
знаний для разработки способов решения творческих задач 293
6.1. Вводный пример решения творческих
задач с помощью математических моделей
6.2. Строение математических моделей
293
300
6.3. Пример, завершающий иллюстрацию структуры
математических моделей
6.4. Решение учебных творческих задач с помощью
математических моделей
6.5. Решение профессиональных творческих задач
с помощью математических моделей
311
316
337
Глава 7. Логические структуры необходимости, достаточности,
необходимости и достаточности — тип методологических
знаний для разработки способов решения творческих задач 344
7.1. Вводный пример решения творческих задач с помощью
логических отношений необходимости, достаточности,
необходимости и достаточности
7.2. Логические структуры необходимости, достаточности,
необходимости и достаточности
7.3. Пример, завершающий описание логических структур
(необходимости, достаточности, необходимости
и достаточности) как орудий творческой деятельности 378
7.4. Решение учебных творческих задач с помощью
логических структур
Глава 8. Языки программирования — тип методологических знаний
для разработки способов решения творческих задач
(орудие творческой деятельности)
8.1. Вводный пример решения задач с помощью языков
программирования
670
407
407
346
358
387
Стр.671
8.2. Структура языков программирования
8.3. Пример, завершающий положения по структуре
языков программирования
8.4. Решение учебных творческих задач с помощью структуры
языков программирования
Глава 9. Особые типы творческих задач и принятые
в науке методы их решения
9.1. Задачи идентификации систем
(распознавание орудий деятельности
при всех ее неизвестных компонентах)
9.2. Задача распознавания наличие или отсутствия объектов,
не наблюдаемых визуально
Глава 10. Рекомендации к построению занятий по курсу
«Психология творческой деятельности»
10.1. Творческие задачи — доказательство теорем.
Основные рекомендации и учебные карты
(ëåêöèè 1—5)
10.2. Творческие задачи на воссоздание методов
построения и расчета объектов (лекции 6—9)
10.3. Творческие задачи — разработка принципа действия
технических устройств (лекции 10—13)
10.3.1. Воссоздание принципа действия ткацких станков
(на основе методологических знаний)
10.3.2. Воссоздание принципа действия зуборезных станков
(тяжелая промышленность). Решение с помощью структуры
деятельности (рекомендации и учебные модели)
10.4. Теория творческой деятельности на базе
методологических знаний (лекции 14—16)
10.4.1. Общая структура деятельности — тип орудий
(методологических) творческой деятельности
10.4.2. Творческие задачи — структура, классификация и постановка.
Основные акценты и рекомендации
10.4.3. Структура творческой деятельности, механизмы
и метод — основные акценты
10.4.4. Исходные посылки творческой деятельности, построенной
на базе методологических знаний
Вместо заключения
Послесловие (краткие сведения об авторе)
Приложение 1. Решение задач-«головоломок»
Приложение 2. Программа решения задачи ООООХХХХ
и ее описание (фрагмент)
Библиографический список
671
429
463
470
493
493
507
510
511
538
561
562
577
587
590
597
601
606
622
631
с помощью структуры языков программирования
неэвристическим путем — методом полного перебора 633
655
665
Стр.672