Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Психология творческой деятельности (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКалошина И. П.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц672
ID352518
АннотацияРассматривается проблема обучения творческой деятельности — планомерное решение творческих задач, основанное на методологических знаниях, исходя из того, что метод решения задач соответствует взаимосвязям между категориями методологических знаний. Приводятся четыре типа методологических знаний: структура деятельности, математические модели, логические отношения, структура языков программирования. С позиций деятельностного подхода механизмы творческой деятельности представлены как система определенных действий и приемов. Дается конкретная методика «переноса» взаимосвязей на творческую задачу с установлением ранее неизвестных взаимосвязей между искомым способом ее решения и известными составными частями — условием и требованием. Третье издание (предыдущие издания — ЮНИТИ, 2003, 2007) дополнено новой главой «Рекомендации к построению занятий по курсу «Психология творческой деятельности».
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением университетов России по психологии; Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендовано Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов, психологических факультетов, а также специалистов разного профиля, поскольку учебные и профессиональные творческие задачи построены на материале из разных областей знаний и разных учебных дисциплин.
ISBN978-5-238-01430-2
УДК159.954.4(075.8)
ББК88.4я73
Калошина, И.П. Психология творческой деятельности : учеб. пособие / И.П. Калошина .— 3-е изд., доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 672 с. : ил. — ISBN 978-5-238-01430-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/352518 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2008 ¯АМЯТИ ПРОФЕССОРА ¯ЕТРА ¿КОВЛЕВИЧА £АЛЬПЕРИНА x СОЗДАВШЕГО НАУЧНУЮ ШКОЛУ ПО УПРАВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЕМ УМСТВЕН НЫХ ДЕЙСТВИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ С ПОЗИЦИИ КОТОРОЙ НАПИСАНА ЭТА КНИГА И МОИХ РОДИТЕЛЕЙ ªАЛОШИНА ¯АВЛА ИКОЛАЕВИЧА x И ªАЛОШИНОЙ ¯РАСКОВЬИ ¨ВАНОВНЫ ПОКЛОНЯЛИСЬ ЗНАНИЯМ x ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ГУМАНИТАРНЫМ И ТЕХ НИЧЕСКИМ ‹АШ ЗВЕЗДОЛЕТ ЛЕТИ ВПЕРЕД › x ИДЕОЛОГИЯ МОИХ РОДИ ТЕЛЕЙ ОНИ ВЕРИЛИ В НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС НА БАЗЕ ТВОРЧЕСТВА И ТРУДА КОТОРЫЕ И ЦАРИЛИ В НАШЕМ ДОМЕ x ¢ НАШЕЙ СЕМЬЕ =]`_`hc` Тkvй·nxrj¹ ln¹znstvxz ² vltv qo xju€} qtznйnxt€} tjqivsnn xsv t€} q tjquntnn qoy·ntt€} wxq}q·nxrq} ¹ksntqp Ж xwn|qjs tvp sqznйjzyйn xqtvtqujuq wvt¹zq¹ ©zkvй·nxrj¹ ln¹znstvxzª k€ xzywjнz zkvй·nxzkv wйvlyrzqktj¹ ln¹znstvxz лkйqxzq·nxrj¹ ln¹ znstvxz zkvй·nxrvn wйvlyrzqktvn u€¡sntqn Ж й¹ln йjivz wйv lyrzqktj¹ ln¹znstvxz йjxxujzйqkjnzx¹ rjr ivsnn ¡qйvrvn ¹ksn tqn tn xkvlquvn r zkvй·nxrvp лkйqxzq·nxrj¹ ln¹znstvxz zjr n tn kxnuq wxq}vsvmjuq vzv lnxzks¹nzx¹ x zkvй·nxrvp Пrjojtt€n йjosq·q¹ wйjkvunйt€ О€ zjr n tn vzv lnxzks¹nu wnйn·qxsntt€n wvt¹zq¹ Ж xvvzknzxzkqq x ln¹znstvxzt€u wvl}vlvu r wxq}q·nxrqu ¹ksntq¹u zkvй·nxrvn u€¡sntqn wvtqujnzx¹ tjuq rjr rvuwvtntz zkvй·nxrvp ln¹znstvxzq k€wvst¹нqp k tnp vwйnlnsntt€n {ytr |qq Зйvun u€¡sntq¹ zkvй·nxrj¹ ln¹zns <...>
Психология_творческой_деятельности._3-е_изд.,_доп._Учебное_пособие._Гриф_УМО._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 159.954.4(075.8) ББК 88.4ÿ73 Ê17 Рецензенты: д-р психол. наук, проф., академик РАО Н.Ф. Талызина; д-р психол. наук, проф., академик РАО Е.А. Климов Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Калошина, Инна Павловна. Ê17 для студентов вузов / È.Ï. Êàëîøèíà. — 3-å èçä., äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 655 ñ. Психология творческой деятельности: учеб. пособие 2015. ISBN 978-5-238-01430-2 Агентство СIP РГБ Рассматривается проблема обучения творческой деятельности — планомерное решение творческих задач, основанное на методологических знаниях, исходя из того, что метод решения задач соответствует взаимосвязям между категориями методологических знаний. Приводятся четыре типа методологических знаний: структура деятельности; математические модели; логические отношения; структура языков программирования. С позиций деятельностного подхода механизмы творческой деятельности представлены как система определенных действий и приемов. Дается конкретная методика «переноса» взаимосвязей на творческую задачу с установлением ранее неизвестных взаимосвязей между искомым способом ее решения и известными составными частями — условием и требованием. Третье издание (предыдущие издания — ÞÍÈÒÈ, 2003, 2007) дополнено новой главой «Рекомендации к построению занятий по курсу «Психология творческой деятельности». Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов, психологических факультетов, а также специалистов разного профиля, поскольку учебные и профессиональные творческие задачи построены на материале из разных областей знаний и разных учебных дисциплин. ББК 88.4ÿ73 ISBN 978-5-238-01430-2 © È.Ï. Êàëîøèíà, 2003, 2007, 2008 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2002, 2007, 2008 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
Оглавление Глава 1. Деятельность и психика. Основные принципы отечественной психологии и строение творческой деятельности 1.1. Принцип единства психики и деятельности 1.2. Принцип орудийной опосредованности деятельности и психики человека. Орудия в структуре творческой деятельности Введение 3 7 7 22 1.3. Принцип социальной природы деятельности и психики человека. Социальная природа творческой деятельности 28 1.4. Принцип ведущей предметной деятельности. Ведущий вид творческой деятельности 1.5. Принцип ориентирующей роли психики человека. Ориентировочная часть творческой деятельности Глава 2. Творческие задачи в учебном процессе и труде 2.1. Задачи: общее понятие, структура, классификация 2.2. Творческие задачи учебного типа на воссоздание («переоткрытие») обучаемыми наиболее трудно усваиваемых положений учебного материала 2.3. Творческие задачи профессионального типа на разработку объективно новых орудий и операций Глава 3. Структура деятельности — тип методологических знаний для разработки способов решения творческих задач (орудие творческой деятельности) 3.1. Вводный пример решения творческих задач с помощью методологических знаний о структуре деятельности 3.2. Макроэлементы (основные компоненты) деятельности 3.3. Базисы макроэлементов (основных компонентов) деятельности: полисто 3.4. Взаимосвязь уподобления между основными компонентами деятельности 43 43 52 74 92 92 97 ´роны, ингредиенты, микроэлементы 105 111 3.5. Построение неизвестных компонентов (разработка их базиса) на основе известных компонентов и взаимосвязи уподобления между основными компонентами деятельности 3.6. Пример, завершающий положения по структуре деятельности 669 116 120 34 37
Стр.670
Глава 4. Решение учебных творческих задач с помощью знаний о структуре деятельности 4.1. Решение первой триады задач с помощью первого, третьего и четвертого правил уподобления 4.2. Решение второй триады задач на воссоздание орудий анализа, преобразования и управления предметом деятельности с помощью первого, второго и четвертого правил уподобления 4.3. Решение третьей триады задач на воссоздание орудий анализа, преобразования и управления предметом деятельности с применением второго и третьего правил уподобления Глава 5. Решение творческих задач профессионального типа с помощью методологических знаний о структуре деятельности 130 130 166 207 240 Глава 6. Математические модели — тип методологических знаний для разработки способов решения творческих задач 293 6.1. Вводный пример решения творческих задач с помощью математических моделей 6.2. Строение математических моделей 293 300 6.3. Пример, завершающий иллюстрацию структуры математических моделей 6.4. Решение учебных творческих задач с помощью математических моделей 6.5. Решение профессиональных творческих задач с помощью математических моделей 311 316 337 Глава 7. Логические структуры необходимости, достаточности, необходимости и достаточности — тип методологических знаний для разработки способов решения творческих задач 344 7.1. Вводный пример решения творческих задач с помощью логических отношений необходимости, достаточности, необходимости и достаточности 7.2. Логические структуры необходимости, достаточности, необходимости и достаточности 7.3. Пример, завершающий описание логических структур (необходимости, достаточности, необходимости и достаточности) как орудий творческой деятельности 378 7.4. Решение учебных творческих задач с помощью логических структур Глава 8. Языки программирования — тип методологических знаний для разработки способов решения творческих задач (орудие творческой деятельности) 8.1. Вводный пример решения задач с помощью языков программирования 670 407 407 346 358 387
Стр.671
8.2. Структура языков программирования 8.3. Пример, завершающий положения по структуре языков программирования 8.4. Решение учебных творческих задач с помощью структуры языков программирования Глава 9. Особые типы творческих задач и принятые в науке методы их решения 9.1. Задачи идентификации систем (распознавание орудий деятельности при всех ее неизвестных компонентах) 9.2. Задача распознавания наличие или отсутствия объектов, не наблюдаемых визуально Глава 10. Рекомендации к построению занятий по курсу «Психология творческой деятельности» 10.1. Творческие задачи — доказательство теорем. Основные рекомендации и учебные карты (ëåêöèè 1—5) 10.2. Творческие задачи на воссоздание методов построения и расчета объектов (лекции 6—9) 10.3. Творческие задачи — разработка принципа действия технических устройств (лекции 10—13) 10.3.1. Воссоздание принципа действия ткацких станков (на основе методологических знаний) 10.3.2. Воссоздание принципа действия зуборезных станков (тяжелая промышленность). Решение с помощью структуры деятельности (рекомендации и учебные модели) 10.4. Теория творческой деятельности на базе методологических знаний (лекции 14—16) 10.4.1. Общая структура деятельности — тип орудий (методологических) творческой деятельности 10.4.2. Творческие задачи — структура, классификация и постановка. Основные акценты и рекомендации 10.4.3. Структура творческой деятельности, механизмы и метод — основные акценты 10.4.4. Исходные посылки творческой деятельности, построенной на базе методологических знаний Вместо заключения Послесловие (краткие сведения об авторе) Приложение 1. Решение задач-«головоломок» Приложение 2. Программа решения задачи ООООХХХХ и ее описание (фрагмент) Библиографический список 671 429 463 470 493 493 507 510 511 538 561 562 577 587 590 597 601 606 622 631 с помощью структуры языков программирования неэвристическим путем — методом полного перебора 633 655 665
Стр.672