98 Практика делового общения Мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства. <...> Практика делового общения Методы аргументации (1) Фундаментальный — изложение фактов и конкретных сведений. <...> Делегирование полномочий Учитывайте способности и возможности своих сотрудников, желательно привлекать тех, кто хочет взять на себя трудные задачи и приобрести опыт. <...> Новые тесты позволяют осуществить самооценку деловых качеств руководителя и определить индивидуальный стиль межличностного общения партнеров. <...> Новые, актуальные, проблемы рассматриваются в главах «Психология общения», «Деловое общение и психодиагностика», «Конфликты и пути их разрешения». <...> Раздел «Психологические тесты» дополнен новыми тестами, которые позволяют осуществить самооценку деловых качеств руководителя и определить индивидуальный стиль межличностного общения партнеров. <...> Однако с некоторых пор в экономических трудах появились категории совсем иного рода, такие, как «человеческие отношения», «морально-психологический климат», «стиль руководства», «самосовершенствование», «профилактика конфликтов», «кодекс чести предпринимателя», «этика деловых отношений» и т.п. <...> Новые учебные планы нацеливают всю подготовку специалистов в области экономики и управления на обеспечение прочных знаний в области психологии, прежде всего умения разбираться в собственном внутреннем мире, в особенностях психологии других людей, а также умения регулировать морально-психологический климат в рабочей группе, в организации. <...> Снижение ее авторитета особенно усилилось во второй трети прошлого века, когда среди работников предприятий, где она активно применялась, стали все чаще обнаруживаться такие тревожные явления как апатия, подавленность, потеря всякого интереса к работе, повышенная раздражительность, частые беспредметные конфликты между рабочими <...>
Психология_и_этика_делового_общения._5-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Золотой_фонд_российских_учебников).pdf
УДК [159.923.2+174.4](075.8)
ББК 87.75ÿ73-1+88.53ÿ73-1
Ï86
Рецензен ты:
кафедра общественных дисциплин
Академии экономической безопасности МВД России;
ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Å.Â. Ïîïîâ;
ä-ð ïñèõîë. íàóê, ïðîô. Å.À. Климов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Ï86 дентов вузов / Под ðåä. Â.Í. Лавриненко. — 5-å èçä., ïåðåðàá.
и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 415 ñ.— (Ñåðèÿ
«Золотой фонд российских учебников»).
I. Лавриненко, Владимир Николаевич, ред.
Психология и этика делового общения: учебник для сту2015.
ISBN
978-5-238-01050-2
Агентство CIP РГБ
Цель изучения учебной дисциплины «Психология и этика делового
общения» — способствовать формированию у деловых людей соответствующих
психологических и нравственных качеств как необходимых условий
их повседневной деятельности и поведения. Пятое издание учебника
существенно доработано и актуализировано. Значительно расширился
круг исследуемых проблем. Включена новая глава «Манипулятивные
приемы общения». Новые тесты позволяют осуществить самооценку деловых
качеств руководителя и определить индивидуальный стиль межличностного
общения партнеров.
Учебник поможет будущим и нынешним специалистам в формировании
психологической и нравственной культуры делового общения (предыдущие
издания — ÞÍÈÒÈ, 1995, 1997, 2000, 2003).
ББК 87.75ÿ73-1+88.53ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01050-2
© Коллектив àâòîðîâ, 1995, 1997, 2000, 2003, 2006
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1995, 1997,
2000, 2003, 2006
Принадлежит исключительное право на
использование издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какойлибо
форме, в том числе в Интернет-сети,
запрещается без письменного разрешения
издательства.
Стр.7
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов
Введение
РАЗДЕЛ I. Психология и этика делового общения
как наука
Глава 1. Предмет, основные категории и задачи
психологии и этики делового общения
1.1. Основные принципы и понятия дисциплины
«Психология и этика делового общения»
1.2. Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах
хозяйственной деятельности
1.3. О духовно-нравственном потенциале развития рыночных
отношений в современной России
1.4. Приоритет психологического аспекта в трехмерной
модели управления
Раздел II. Теоретические предпосылки становления
психологии и этики делового общения
Глава 2. Проблемы этики и психологии
общения в истории философской
и психологической мысли
3
4
13
14
14
18
22
25
29
30
Мыслители древности и Нового времени о людях как о субъектах
общения 30 Психологическое направление в социологии. Г. Тард, Л. Уорд,
Ф. Гиддингс, В. Парето 32 Психология народов. Х. Штейнталь, М. Лацарус,
Â. Вундт 36 Психология ìàññ. Ñ. Сигеле и Ã. Лебон 39 Психология
межличностного общения. У. Мак-Даугалл 41
Глава 3. Проблемы психологии личности
и межличностного общения в трудах
российских ученых
43
Анализ мотивов деятельности людей. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский 43
Психология межличностного общения. Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареев 45
Психологический склад социальных групп. Г.В. Плеханов, В.И. Ленин 46
Коллективная рефлексология В.М. Бехтерева 46 Доминанта психической
деятельности человека. А. Ухтомский 48 Установки психической
деятельности людей. Д.Н. Узнадзе 48 Деятельностный подход в
психологии. С.Л. Рубинштейн 49 Культурологическая теория развития
психики. Л.С. Выготский 49 Развитие психологии личности и
межличностных отношений в трудах других российских ученых 50
Стр.417
413
Глава 4. Основные направления современной западной
психологии и проблемы психологии
межличностного общения
52
Бихевиоризм, или психология поведения 52 Когнитивная психология 54
Концепция гештальт-психологии 58 «Теория поля» К. Левина 59 Психоанализ
— роль психофизиологических факторов. З. Фрейд 59 Психоанализ
— роль социальных факторов 61 Фрейдомарксизм 62 Гуманистическая
психология. А. Маслоу, К. Роджерс 62 Интеракционизм 65
Раздел III. Психология делового общения
Глава 5. Психическая структура личности
и практика делового общения
5.1. Основные подходы к анализу психики личности
5.2. Структура психики по Фрейду
5.3. Модель психической структуры личности
в аналитической психологии К. Юнга
5.4. Гуманистический и когнитивный подходы
к пониманию психики личности
Глава 6. Детерминация поведения личности
в деловом общении
6.1. Факторы детерминации поведения личности
6.2. Макро- и микросреда личности
6.3. Динамика человеческого поведения
6.4. Ролевое поведение в деловом общении
Глава 7. Психология общения
7.1. Общение: виды, структура, функции
7.2. Восприятие и самовосприятие
67
68
69
70
77
87
92
92
100
106
110
113
113
118
7.3. Ошибки восприятия и механизмы восприятия и понимания 122
7.4. Общение как коммуникация. Невербальные средства общения 130
7.5. Общение как коммуникация. Вербальные средства общения 139
7.6. Общение как взаимодействие
Глава 8. Деловые переговоры: стратегии, стадии
и тактические приемы
8.1. Переговоры как разновидность общения
8.5. Анализ результатов переговоров и выполнение
достигнутых договоренностей
8.6. Тактические приемы ведения переговоров
163
163
8.2. Стратегии ведения переговоров и динамика переговоров 165
8.3. Подготовка к переговорам
8.4. Процесс ведения переговоров
169
173
186
187
150
Стр.418
414
Глава 9. Деловое общение и психодиагностика
9.1. Психодиагностика и тесты
9.2. Классификация тестов
Глава 10. Деловое общение в рабочей группе
10.1. Рабочая группа: социально-психологические
особенности и профессиональная зрелость
10.2. Морально-психологический климат коллектива
10.3. Рабочая группа и различные психотипы личностей
10.4. Референтная группа и проблема лидерства
10.5. Руководитель и подчиненные
Глава 11. Стиль и социально-психологические
проблемы руководства
11.1. Стиль руководства
11.2. Типология индивидуальных стилей руководства
11.3. Выбор оптимального стиля руководства:
ситуационный подход
11.4. Многомерные модели стилей руководства
11.5. Психологические проблемы руководства
Глава 12. Конфликты и пути их разрешения
12.1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания
12.2. Предпосылки возникновения конфликта
в процессе общения
12.3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации
12.4. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере
12.5. Правила поведения в условиях конфликта
12.6. Методы снятия психологического напряжения
в условиях конфликта
Глава 13. Стрессы и стрессоустойчивость
в деловом общении
13.1. Стресс и его ïðèðîäà. Дистресс
13.2. Причины и источники стресса
13.3. Профилактика стрессов в деловом общении
13.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого
поведения
Глава 14. Манипулятивные приемы общения
14.1. Психологическая природа манипулятивного общения
14.2. Механизмы манипулятивного общения
14.5. Защита от манипуляций
Оглавление
193
193
198
208
208
213
216
218
220
225
225
227
230
234
237
254
254
258
261
268
270
271
274
274
279
280
284
293
293
295
14.3. Манипулятивные приемы воздействия на массовое сознание 304
14.4. Манипулятивные приемы в межличностном
деловом общении
306
310
Стр.419
Раздел IV. Этика и этикет делового общения
Глава 15. Этика делового общения
15.1. Ключевые понятия
15.2. Эволюция этики делового общения
15.3. Противоречие между этикой и бизнесом в современном
деловом общении
415
313
314
314
316
323
15.4. Общие этические принципы и характер делового общения 325
Глава 16. Этикет и культура делового общения
16.1. Деловой этикет
16.2. Правила этикета
16.3. Вербальный этикет: культура речи и слушания
16.4. Правила общения по телефону
16.5. Правила деловой коммуникации
Раздел V. Психологические тесты
Самооценка деловых качеств руководителя. Определение
индивидуального стиля межличностного общения
Самооценка практических навыков искусства общения
и решения конкретных деловых ситуаций
Словарь важнейших терминов и понятий
Библиографический список
337
337
339
342
346
349
355
356
394
396
409
Стр.420