Л.А.Коханова,А.А.Калмыов Основы теории жрналистии Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» Москва 2015 УДК 070(075.8) ББК 76.0я73-1 К75 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор М.В. Шкондин (зав. кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ им. <...> Первая часть «Научные и философские основы исследования журналистики» знакомит студентов с базовыми теоретическими вопросами профессиональной журналистской деятельности в современной социокультурной реальности. <...> Вторая часть «Грани профессии» формирует у студентов системное представление о журналистике. <...> Третья часть «Образование журналиста и практика жизни» дает представление о журналистике как особой сфере профессиональной деятельности, основных профессиографических параметрах специальности и базовых требованиях к специалистам. <...> © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2009 СМИоСМИ Сегодня журналистское образование приобретает особое значение. <...> И, конечно, все это требует очень серьезной подготовки журналистских кадров. <...> Такой подход позволяет преподавателю дать представляющий журналистику более объемно, наглядно и понятно. студентам необходимый материал, 4 Предисловие Большое место отводится в книге научным и философским основам журналистики: информационному обществу, предметным областям исследования журналистики, гипертекстуальности журналистики, онтологии коммуникации как социально-антропологической проблеме, профессиографическим параметрам журнализма. <...> Таким образом удалось представить генезис журналистской профессии. <...> Это даст лучшее понимание журналистской деятельности и поможет ответить на вопрос, что представляет журналистская профессия в современной цивилизации и культуре и каково ее значение в изменяющемся мире. <...> Отраженные в комментариях <...>
Основы_теории_журналистики._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Медиаобразование)..pdf
УДК 070(075.8)
ББК 76.0ÿ73-1
Ê75
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор М.В. Шкондин
(зав. кафедрой периодической печати факультета
журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова);
научный журналист, писатель,
лауреат Государственной премии СССР В.С. Губарев;
кандидат филологических наук, доцент Ю.Л. Филиппов
(зав. кафедрой теории и практики журналистики,
декан филологического факультета Курского государственного университета)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Коханова, Людмила Александровна.
К75 Основы теории журналистики: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности «Журналистика»
/ Ë.À. Êîõàíîâà, À.À. Êàëìûêîâ. — Ì.: ЮНИТИДАНА,
— 536 ñ. — (Ñåðèÿ «Ìåäèàîáðàçîâàíèå»).
I. Калмыков, Александр Альбертович.
2015.
ISBN 978-5-238-01499-9
Агентство CIP РГБ
Подготовленное в соответствии с программой профессионального обучения
журналистов учебное пособие состоит из трех частей. Первая часть
«Научные и философские основы исследования журналистики» знакомит студентов
с базовыми теоретическими вопросами профессиональной журналистской
деятельности в современной социокультурной реальности. Вторая
часть «Грани профессии» формирует у студентов системное представление о
журналистике. Третья часть «Образование журналиста и практика жизни»
дает представление о журналистике как особой сфере профессиональной
деятельности, основных профессиографических параметрах специальности
и базовых требованиях к специалистам. Рассматриваются уровни и формы
обучения, уже зарекомендовавшие себя в российской практике. Материал
излагается с учетом современного состояния и положения журналистики в
отечественном и мировом медиапространстве, а также роли журналистики в
цивилизационном процессе формирования информационного общества.
Для студентов факультетов и отделений журналистики. Может быть использовано
в рамках непрерывного образования журналистами-практиками.
ББК 76.0ÿ73-1
6
ISBN 978-5-238-01499-9 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания. Воспроизведение
всей книги или любой ее части любыми
средствами или в какой-либо форме, в том
числе в Интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Олавление
СМИоСМИ
Введение.Кльтрнаяматрицажрналистов
Методичесийомментарий
ЧастьI.Начныеифилософсиеосновы
исследованияжрналистии
Облако тегов (список ключевых слов)
Полилопервый.Социальнаяответственностьпрессы
Глава1.Проетинформационноообщества
ижрналистиа
1.1. Современные социально-культурные условия
журналистской деятельности
1.2. Информационное общество
1.3. Свойства информационного общества
1.4. Способ информации
1.5. Общество индустрии образов и знаний
1.6. Целевые установки журналистики
Интервью
Глава2.Предметныеобластиисследования
жрналистии
2.1 Прагматическая коммуникация и журналистика
2.2. Гиперреальность коммуникации
2.3. Психологические различения журналистики
2.4. Медиа — расширения человека
2.5. СМИ как система
2.6. СМИ как предприятие
2.7. Типологический и историко-типологический анализ
Резюме
Глава3.Гипертестальностьжрналистии
3.1. Коммуникация как возвращение целостности
3.2. Определение гипертекста
3.3. Гипертекст как явление постмодерна. Джем-сейшн
3.4. Система массовой коммуникации и эйкос
3.5. Гипертекстуальность журналистских текстов
Интервью
3
6
12
13
14
15
21
22
24
29
32
34
37
38
43
44
47
48
50
52
54
58
60
61
62
64
67
71
77
82
Стр.533
Олавление
Глава4.Теорияоммниацииожрналистие
4.1. Поток коммуникативных действий
4.2. Языковые игры
4.3. Ступечатая модель и спираль молчания
4.4. Система смысловой коммуникации. Аутопойесис.
4.5. Коммуникативное действие
4.6. Перформативное высказывание
4.7. Поля Бурдье
4.8. Маршалл Маклюэн
4.9. Франкфуртская школа
4.10. Интеракции Томпсона
4.11. Культивационный анализ
4.12. Нормативные теории
4.13. Структурализм
4.14. Семиотика
4.15. Постмодернизм
4.16. Отечественная школа философии языка
Резюме
Интервью
ЧастьII.Гранипрофессии
Облако тегов (список ключевых слов)
Полиловторой.Свободаитворчествопрофессии
Глава5.Жрналист—историсовременности
5.1. История современности
5.2. Социальность 2 точка 0
Интервью
Глава6.Профессиорафичесиепараметры
жрнализма
6.1. Образ профессиональной деятельности
6.2. Профессиография журналистики
6.3. Наследование мастерства
6.4. Технологические корни журнализма и структурные
составляющие профессии журналиста
6.5. Периодизация становления профессии
6.6. Модель специалиста
6.7. Характеристика детерминант профессии журналиста
Интервью
Глава7.Катеориясвободывдеятельности
жрналиста
7.1. Коммуникативные войны
7.2. Дискурс свободы
7.3 Экранная реальность
533
85
87
88
88
89
91
92
93
95
98
99
101
102
104
107
111
113
115
116
123
124
125
131
131
140
149
153
153
159
163
174
178
181
188
209
212
212
215
224
Стр.534
534
7.4. Свобода СМИ
7.5. Тема повестки дня «Свобода слова»
7.6. Свобода доступа к информации. Гласность
Интервью
Глава8.Феноментворчествавжрналистие
8.1. Феномен творчества
8.2. Образообразующая сила журналистского творчества
8.3. Этика журналистского творчества
Интервью
Глава9.Бдщеепрофессии—
транспрофессионализм
9.1. От газетчика к медиасреде
9.2. Понятие транспрофессионализма
9.3. Медиаобразование: между массовым и элитарным
9.4. Транспрофессионализм — управление знаниями
9.5. Управление знаниями и информационные технологии
9.6. Общериторическая подготовка — первая ступень
транспрофессии
9.7. Медиаменеджмент — специализация настоящего
и будущего
9.8. От стандартизации СМИ к сертификации журналистов
Интервью
ЧастьIII.Образованиежрналиста
ипратиажизни
Облако тегов (список ключевых слов)
226
230
247
7.7. Право на защиту информации и ее конфиденциальность 255
7.8. Право на добросовестность информации
7.9. Свобода слова: четырехкомпонентная модель
258
264
268
271
274
279
286
290
293
293
296
299
305
310
317
323
329
337
343
344
Полилотретий.Профессияотрытыхдверей
ивозможностей.Тольочись.Всюжизнь 345
Глава10.Кооиачитьжрналистие—
непрерывноежрналистсоеобразование 350
350
357
366
10.1. Школы журналистики
10.2. С перспективой на будущее
10.3. Журналистское образование как система
Резюме
Интервью
374
375
Стр.535
Олавление
Глава11.Чемиаимобразомчить
жрналистов
11.1. Вариативность подходов
11.2. Концептуальный выбор в образовании
11.5. Профессионально-практический (инструментальный)
фактор построения преподавания журналистики
11.6. Системность в журналистском образовании
11.7. Доступное, открытое, в течение всей жизни
непрерывное журналистское образование
Глава12.Стртранепрерывноожрналистсоо
образования
12.1. Конструкция и действие элементов системы НЖО
12.2. Медиаобразование
12.3. Высшая школа
12.4. Послевузовское образование
Интервью
Глава13.Уровнииформыобчения
вжрналистие
13.1. Стандарты в журналистском образовании
13.2. Уровни образования
13.3. Знаниевые стандарты
13.4. Формы обучения
13.5. Специфика заочной формы
13.6. Дистанционное образование — шаг в будущее
13.7. Технология дистанционного образования:
методы и приемы
Резюме
Глава14.Обчениевдействии
14.1. Маркетинговый подход
14.2. Принимающая сторона — индустрия СМИ
14.3. Повышение квалификации — содружество
с индустрией СМИ
14.5. Политика приоритетов
14.6. Концепции практической журналистики
Интервью
535
378
378
11.3. Предпочтения российского журналистского образования 384
11.4. На чем зиждется концепция
379
387
393
399
410
415
415
420
427
437
443
447
447
450
457
464
470
472
476
478
480
480
487
494
14.4. Журналистские организации и профессиональные
сообщества — концепция практической журналистики 500
511
513
515
Вместозалючения.Web2.0апредчвствие
Библиорафичесийсписо
519
527
Стр.536