Кроме того, есть определенная потребность в новых методиках анализа финансовых результатов организации, в частности чистой прибыли, позволяющих квалифицированно исследовать определяющие ее факторы, такие как объем продаж и уровень цен, показатели ресурсоемкости и коэффициенты расходов, объем заимствований и процентные ставки, а также другие факторы. <...> Такое сравнение обоснованно, поскольку рентабельность капитала вследствие его мобильности имеет тенденцию к выравниванию в отраслевом и региональном разрезе. <...> Отраслевая принадлежность предприятия накладывает отпечаток на такие важнейшие индикаторы бизнеса, как размер предприятия, структура имущества, источников финансирования и выручки организации, соотношение величины активов и финансовых результатов, длительность производственного, операционного и финансового циклов, оборачиваемость активов, структура расходов по статьям калькуляции и элементам. <...> Наиболее существенные отраслевые показатели, используемые в аналитических процедурах, это показатели ресурсоемкости (расходоемкости) и ресурсоотдачи (производительности ресурсов), причем наиболее точны нефинансовые показатели, такие как материалоемкость продукции в разрезе основных используемых материалов, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость, др. <...> Анализ производственной эффективности организации, при проведении которого определяющее значение имеют среднеотраслевые показатели ресурсоемкости и ресурсоотдачи, поскольку неэффективное использование ресурсов — источник общей неэффективности бизнеса, низких показателей его доходности и рентабельности. <...> К числу важнейших маркетинговых индикаторов можно отнести темп роста рынка, уровень цен на производимую продукцию и закупаемые ресурсы, стратегию ценообразования, формы оплаты счетов и длительность дебиторской задолженности, методы стимулирования сбыта, характеристики видов и каналов распределения продукции <...>
Методология_и_методика_экономического_анализа_в_системе_управления_коммерческой_организацией._Монография.pdf
УДК 657.37:658.114
ББК 65.053.4
Ê57
Рецензент:
доктор экономических наук, профессор М.В. Мельник
(Финансовая академия при Правительстве РФ)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Когденко, Вера Геннадьевна.
К57 Методология и методика экономического анализа в системе
управления коммерческой организацией: монография /
Â.Ã. Êîãäåíêî. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 543 ñ.
2015.
ISBN 978-5-238-01389-3
Агентство CIP РГБ
Изложены теоретические аспекты и прикладные алгоритмы экономического
анализа в системе управления коммерческой организацией.
Обоснованы основные направления развития методологии анализа, в том
числе маркетингового, операционного, прогнозного анализа. Особое
внимание уделено анализу ресурсов, налоговой нагрузки, оценке инвестиционной
привлекательности организации, оценке стоимости бизнеса
и рискованности организации. Методика экономического анализа проиллюстрирована
сквозным примером.
Издание может использоваться в качестве учебного пособия при изучении
курсов «Экономический анализ», «Комплексный анализ хозяйственной
деятельности», «Анализ финансовой отчетности».
Для научных работников, преподавателей вузов и студентов экономических
специальностей вузов, а также специалистов и руководителей организаций.
ББК
65.053.4
ISBN 978-5-238-01389-3 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008
Принадлежит исключительное право на
использование издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какойлибо
форме, в том числе в Интернет-сети,
запрещается без письменного разрешения
издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Сущность и содержание экономического анализа
в системе управления коммерческой организацией
1.2. Информационно-аналитическое обеспечение
экономического анализа в системе управления
коммерческой организацией
1.3. Методы экономического анализа
Глава 2. РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. Оценка ключевых рыночных, производственных
и финансовых индикаторов деятельности организации 23
2.1.1. Ключевые абсолютные и относительные показатели
деятельности организации
24
2.1.2. Показатели агрегированного баланса и отчета
о прибылях и убытках как индикаторы инвестиционной,
операционной, финансовой деятельности организации
2.2. Анализ рыночных показателей деятельности
организации
2.2.1. Анализ рыночного окружения
2.2.2. Анализ комплекса маркетинга
2.3. Анализ производственных показателей деятельности
организации
2.3.1. Анализ внеоборотных активов
2.3.2. Анализ основных средств
2.3.3. Анализ оборотных активов
2.3.4. Анализ персонала
2.3.5. Анализ финансовых вложений организации
2.3.6. Комплексная оценка ресурсов организации
2.3.7. Операционный анализ: анализ расходов организации
и ресурсоемкости продукции
2.3.8. Анализ бизнес-процессов
2.4. Анализ финансовых показателей деятельности
организации
542
30
37
38
48
73
74
78
93
123
133
139
143
157
161
3
6
6
10
20
23
Стр.543
2.4.1. Анализ стратегии финансирования
2.4.2. Анализ финансовых результатов организации
2.4.3. Анализ движения денежных средств
2.4.4. Анализ налоговой нагрузки и расчетов по налогу
на прибыль
2.5. Комплексные методики оценки организации
2.5.1. Оценка инвестиционной привлекательности организации
2.5.2. Прогнозирование показателей деятельности организации
2.5.3. Оценка риска
2.5.4. Оценка бизнеса
2.6. Особенности анализа отдельных организаций
2.6.1. Особенности анализа интеграционных процессов
организаций
2.6.2. Особенности анализа организаций, занимающихся внешнеэкономической
деятельностью
2.7. Формирование заключения по результатам
экономического анализа организации
Глава 3. АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ABC»
162
199
230
237
251
253
259
273
283
304
304
325
337
349
3.1. Оценка ключевых индикаторов деятельности ЗАО «ABC» 349
3.2. Анализ рыночных показателей деятельности организации 360
3.3. Анализ производственных показателей деятельности
организации
3.3.1. Анализ основных средств
3.3.2. Анализ оборотных активов
3.3.3. Анализ персонала
3.3.4. Комплексная оценка ресурсов организации
3.3.5. Операционный анализ: анализ расходов организации
и ресурсоемкости продукции
3.4. Анализ финансовых показателей деятельности
организации
3.4.1. Анализ стратегии финансирования
3.4.2. Анализ финансовых результатов
3.4.3. Анализ движения денежных средств
3.4.4. Анализ налоговой нагрузки
3.5. Комплексные методики оценки организации
3.5.1. Оценка инвестиционной привлекательности организации
3.5.2. Прогнозный анализ деятельности организации
3.5.3. Оценка риска
3.5.4. Оценка бизнеса
3.5.5. Заключение по результатам экономического анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1
Приложение 2
543
370
370
381
400
406
408
417
417
446
458
468
478
478
481
491
494
504
514
517
520
537
Стр.544