Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Логика и методология управления. Книга для руководителя (200,00 руб.)

2   0
Первый авторТарасенко В. В.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц369
ID352165
АннотацияПодробно излагаются основные понятия логики и методологии в контексте решения управленческих проблем и задач, стоящих перед современными руководителями. Рассматриваются вопросы использования логики в управлении, постановке управленческих проблем. Даются представления об основных формах логического мышления — понятии, суждении, умозаключении. Обсуждаются представления об индукции и парадоксах в логике и управлении. Анализируются вопросы аргументации и доказательства в практике управления.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент»
Кому рекомендованоДля студентов экономических и управленческих специальностей, слушателей МВА и практических работников — руководителей высшего и среднего звена государственных, коммерческих и некоммерческих организаций.
ISBN978-5-238-01734-1
УДК005.1(075.8)
ББК60.80я73
Тарасенко, В.В. Логика и методология управления. Книга для руководителя : учеб. пособие / В.В. Тарасенко .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 369 с. : ил. — ISBN 978-5-238-01734-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/352165 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владислав Тарасенко 7 Глава 1 Использование логики в управлении После освоения главы 1 вы должны: • развить: личные навыки постановки задач на разви• тие своего логического мышления уметь определять: специфику и основные принципы • логики как научного знания уметь выявлять: форму и содержание мышления, основные формы мышления и основные законы ло• гики уметь обсуждать: принципы и ограничения применения логики в управлении, связь логики и концепции научного менеджмента. <...> Асмус рассказал министрам о логике, о том, зачем она нужна руководителям партии и правительства. <...> В этом определении содержатся основные принципы логики как специальным образом организованного знания: • научность логики; • формальность логики; • нормативность логики. <...> Нормативность логики и ее законы Ранее было отмечено, что особенность логического мышления — способность различать форму мышления и содержание мышления. <...> Классическая и современная логика Историки философии различают классический (традиционный) и современный этапы развития логики. <...> Работа становится не иррациональным проявлением индивидуальности личности, а рациональной технологией, которую необходимо анализировать и моделировать средствами и инструментами логики. <...> С этой точки зрения задача руководителя, знакомящегося с этой книгой, — повысить качество управления и эффективность организации средствами и инструментами логики как своей ключевой компетенции. <...> Навыки логического мышления и навыки управления: совместное развитие Как связаны между собой ключевые компетенции руководителя и инструменты логики? <...> Суммируем уровни управления, инструменты логики и разделы нашей книги, где освещаются инструменты и способы их применения в отдельной табл. <...> Уровни управления в разделах книги Ключевые компетенции руководителя Поиск образа будущего и анализ проблем общества и организации Развитие профессионального языка, приемлемого для решения управленческих <...>
Логика_и_методология_управления._Книга_для_руководителя._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК 005.1(075.8) ББК 60.80ÿ73 Ò19 Рекомендовано кафедрой бизнеса и стратегии Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Рецензенты: доктор философских наук В.И. Аршинов доктор философских наук, профессор В.Л. Васюков Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Тарасенко, Владислав Валерьевич. Т19 Логика и методология управления. Книга для руководителя: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В.В. Тарасенко. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 367 ñ. ISBN 978-5-238-01734-1 Агентство CIP РГБ Подробно излагаются основные понятия логики и методологии в контексте решения управленческих проблем и задач, стоящих перед современными руководителями. Рассматриваются вопросы использования логики в управлении, постановке управленческих проблем. Даются представления об основных формах логического мышления — понятии, суждении, умозаключении. Обсуждаются представления об индукции и парадоксах в логике и управлении. Анализируются вопросы аргументации и доказательства в практике управления. Для студентов экономических и управленческих специальностей, слушателей МВА и практических работников — руководителей высшего и среднего звена государственных, коммерческих и некоммерческих организаций. ББК 60.80ÿ73 ISBN 978-5-238-01734-1 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2010 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2010
Стр.4
Оглавление От автора Глава 1. Использование логики в управлении 1.1. Логика как наука. Логика в науке 1.2. Логика — знание о формах и операциях мышления 1.3. Нормативность логики и ее законы 1.4. Классическая и современная логика 1.5. Научное управление и логика 1.6. Навыки логического мышления и навыки управления: совместное развитие Глоссарий Резюме Задания к дискуссии Кейс для обсуждения Вопросы для обсуждения и самоконтроля Темы для дополнительного изучения Библиографический список Список интернет-ресурсов Глава 2. Логика постановки управленческих проблем 2.1. Проблема как характеристика процесса познания. Виды проблем 2.2. Логика и психология в постановке проблем 2.3. Отличие задачи от проблемы и формирование предметов изучения 2.4. Этапы проблематизации (постановки проблем) 2.5. Псевдопроблемы и ошибки при работе с проблемами 2.6. Принципы и методы работы при постановке проблем 2.9. Матрица идей Ã. Буша 2.10. Метод ментальных карт при постановке проблем 2.11. Теория решения изобретательских задач Г. Альтшуллера как инструмент постановки и решения проблем 2.12. Метод «Форсайт» в прогнозировании развития отраслей и инноваций 2.15. Вопросно-ответная форма развития знания. Вопрос и его функции 2.16. Типы и структура вопроса 363 3 8 15 17 24 26 28 32 36 36 37 37 39 40 40 40 42 47 49 50 52 53 55 2.7. Методы организации совещаний при работе с проблемой 58 2.8. Конструктивная критика как метод решения проблем в управленческой практике 61 64 65 2.13. Типовые управленческие и организационные проблемы 74 2.14. Как построить матрицу организационных задач 69 70 75 78 80
Стр.365
2.17. Основные правила применения вопросов в управлении. Ошибки в применении вопросов 2.18. Рекурсивная техника «рамка-результат» в личном развитии и проектном управлении Глоссарий Резюме Задания к дискуссии Кейс для обсуждения Обсудите следующие вопросы Задания на практическую работу 1 «От проблем к постановке задач» (Часть 1) Задания на практическую работу 2 «Развитие личных íàâûêîâ» (×àñòü 1) Вопросы для обсуждения и самоконтроля Темы для дополнительного изучения Библиографический список Список интернет-ресурсов 3.2. Отличие понятия от ощущения, восприятия, представления, концепта и парадигмы 3.3. Нейрофизиология мышления, роль психики в использовании понятий 3.4. Лингвистические особенности употребления понятий 3.7. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Операции с понятиями 3.8. Отношения между понятиями. Операции с понятиями 3.9. Логические операции с понятиями 3.10. Определение понятий 3.11. Стандарты менеджмента качества как инструмент работы с понятиями и определениями Глоссарий Резюме Задания к дискуссии Задания на практическую работу 1 «От проблем к постановке задач» (Часть 2) Задания на практическую работу 2 «Развитие личных íàâûêîâ» (×àñòü 2) Задания на практическую работу «Анализ понятий» Вопросы для обсуждения и самоконтроля Темы для дополнительного изучения Библиографический список Список интернет-ресурсов 364 81 83 84 85 86 87 89 90 91 91 92 92 93 Глава 3. Понятие как инструмент мышления и управления 95 3.1. Понятие как форма мысли 99 103 107 113 3.5. Социокультурные особенности оперирования понятиями 123 3.6. Формирование терминологии и понятийного аппарата как управленческая практика 126 128 130 132 134 136 141 141 141 142 142 143 143 144 144 144
Стр.366
Глава 4. Суждение, умозаключение, высказывания и процессы организации 4.1. Суждение как форма мысли 4.2. Типы и структура простого суждения 4.3. Сложное суждение и язык логики высказываний 4.4. Логические операции в программе EXCEL 4.5. Формализация: как преобразовать суждения о действиях в бизнес-процесс и алгоритм? 4.6. Составление блок-схем процессов 4.7. Модальные суждения 4.8. Использование анализа модальных суждений в практике управленца 4.9. Дедуктивные умозаключения с импликациями и дизъюнкциями в посылках 4.10. Непосредственные умозаключения 4.11. Категорический силлогизм Глоссарий Резюме Задания к дискуссии Кейс для обсуждения Вопросы для обсуждения и самоконтроля Темы для дополнительного изучения Библиографический список Список интернет-ресурсов Глава 5. Индукция, причинность, аналогия, моделирование, распознавание 5.1. Индуктивные умозаключения 5.2. Принцип детерминизма 5.3. Логический анализ причинно-следственных связей в управлении 5.4. Диаграмма Исикавы «рыбий скелет» как инструмент анализа причинно-следственных связей в управлении 5.5. ESCORT-ìàòðèöà в управленческой деятельности 5.6. Когнитивные карты и веполь-анализ в управлении 5.7. Аналогия, бенч-маркинг, «дилемма заключенного» и моделирование 5.8. Моделирование поведения людей 5.9. Проблемы компьютерного моделирования интеллекта: тест Тьюринга, Ньюэлл и Саймон против Джона С¸рля 145 152 153 158 164 166 169 171 174 176 181 182 187 187 188 189 189 191 191 192 193 199 204 209 213 215 218 221 227 233 5.10. Моделирование мышления в моделях нейронных сетей 245 5.11. Принципы моделирования в кибернетике и системном подходе: входы, выходы, обратные связи и жизнеспособные организации 5.12. Гипотеза и принципы ее обоснования Глоссарий 365 249 257 262
Стр.367
Резюме Задания к дискуссии Задания на практическую работу 1 «От проблем к постановке задач» (Часть 3) Задания на практическую работу 2 «Развитие личных íàâûêîâ» (×àñòü 3) Вопросы для обсуждения и самоконтроля Темы для дополнительного изучения Библиографический список Список интернет-ресурсов Глава 6. Парадоксы и циклы в мышлении, логике и управлении 6.1. Самореференция и парадоксы в логике и культуре 6.2. Управленческая деятельность как принятие решений в ситуациях парадоксов и противоречий 6.3. Рекурсии в логике и языке 6.6. Кризисы и развитие как «петли» с позитивными обратными связями Глоссарий Резюме Задания к дискуссии Задания на практическую работу 1 «От проблем к постановке задач» (Часть 4) Задания на практическую работу 2 «Развитие личных íàâûêîâ» (×àñòü 4) Задания на практическую работу 3 «Качественный анализ кризисных “петель”» Вопросы для обсуждения и самоконтроля Темы для дополнительного изучения Библиографический список Список интернет-ресурсов Глава 7. Аргументация и доказательство 7.1. Понятие и структура аргументации, доказательства и опровержения. Метафоры аргументации 7.2. Этос, пафос и логос в аргументации 7.3. Противоречивость и уместность аргументации 7.4. Логические требования к доказательству и опровержению в аргументации 7.5. Приемы аргументации 7.6. Уловки аргументации 7.7. Невербальные средства аргументации 366 263 264 265 265 265 267 268 269 270 273 6.4. Фракталы и L-ñèñòåìû 286 6.5. Рекурсии и «петли» в управлении сложными системами. Теория Сороса 279 282 291 298 302 302 303 304 304 304 305 305 306 307 308 312 316 320 322 325 331 333
Стр.368
7.8. Тренировка навыков аргументации эффективного пропонента 7.9. Публичное выступление 7.10. Структура спора, дискуссии и полемики Глоссарий Резюме Задания к дискуссии Задания на практическую работу 1 «От проблем к постановке задач» (Часть 5) 336 338 341 342 343 344 Казус Вассермана (задания на письменную работу и спор) 346 Вопросы для обсуждения и самоконтроля Темы для дополнительного изучения Библиографический список Список интернет-ресурсов ПРИЛОЖЕНИЕ. Порядок проведения работ по диагностике и системному анализу организации 1. Общие положения 2. Работа на вводном этапе 3. Работа на этапе формирования методов и инструментов исследований 4. Работа на этапе проведения исследования 5. Анализ результатов исследования и подготовка отчета о работах 345 347 348 348 349 350 350 350 356 357 359 367
Стр.369

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.