Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Концепции современного естествознания (200,00 руб.)

0   0
Первый авторИконникова Н. И.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц288
ID352131
АннотацияРассматриваются основные учения и школы современного естествознания, анализируется творчество выдающихся ученых-естественников, чьи идеи сыграли и продолжают играть исключительную роль в становлении и развитии духовной культуры, создании новой научной картины мира. Предлагается философское осмысление неживой и живой природы, учения о глубинном уровне структурной организации материи — элементарных частицах и полях, современные космологические концепции, теории, раскрывающие особенности пространственно-временного континуума, исследования взаимосвязи космоса и живой природы, систем «природа-биосфера-человек» и «биосфера-техносфера-ноосфера». Предлагаемые тесты способствуют более глубокому и эффективному усвоению дисциплины.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов гуманитарных вузов, будущих юристов, экономистов, журналистов, социологов, философов, аспирантов, преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей.
ISBN978-5-238-01421-0
УДК[50:167](075.8)
ББК20в.я73-1
Иконникова, Н.И. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / Н.И. Иконникова .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 288 с. — ISBN 978-5-238-01421-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/352131 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.И. Иконникова КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва  УДК [50:167](075.8) ББК 20в. <...> И42 Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студентов вузов / Н.И. Иконникова. <...> Предлагается философское осмысление неживой и живой природы; учения о глубинном уровне структурной организации материи — элементарных частицах и полях; современные космологические концепции; теории, раскрывающие особенности пространственно-временного континуума; исследования взаимосвязи космоса и живой природы, систем «природа-биосфера-человек» и «биосфера-техносфера-ноосфера». <...> Главная цель работы — помочь студентам овладеть современной естественно-научной картиной мира, синтезировать в единое целое гуманитарную и естественно-научную культуры, усвоить основные принципы и методы исследования, применяемые в современном естествознании. <...> Естественно-научная картина мира тесно связана с такими формами, как пространство и время, обладающими как универсальными, так и специфическими свойствами на различных уровнях организации материи. <...> Раздел I ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ Глава 1 Общая характеристика естественно-научной и гуманитарной культур 1.1. <...> Естественно-научная и гуманитарная культуры В современной культуре наука занимает особое место. <...> Естественно-научная и гуманитарная культуры большей частью не представляется возможным, они используют другой вид детерминизма — вероятностно-статистический. <...> В этом виде детерминизма любое событие имеет множество причин и множество следствий, оказываясь включенным в сеть причинноследственных отношений. <...> Ведь мировоззрение имеет огромное количество аспектов: философский, социально-политический, моральный, естественно-научный, религиозный, экологический и др. <...> Научная картина мира — система теорий, в совокупности <...>
Концепции_современного_естествознания._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК [50:167](075.8) ББК 20â.ÿ73-1 È42 Рецензенты: доктор философских наук, профессор, действительный член Академии социальных наук В.П. Ратников; доктор философских наук, профессор С.Е. Крючкова Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Иконникова, Наталья Игоревна. И42 Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студентов вузов / Í.È. Иконникова. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 287 ñ. ISBN 978-5-238-01421-0 Агентство CIP РГБ Рассматриваются основные учения и школы современного естествознания; анализируется творчество выдающихся ученых-естественников, чьи идеи сыграли и продолжают играть исключительную роль в становлении и развитии духовной культуры, создании новой научной картины мира. Предлагается философское осмысление неживой и живой природы; учения о глубинном уровне структурной организации материи — элементарных частицах и полях; современные космологические концепции; теории, раскрывающие особенности пространственно-временного континуума; исследования взаимосвязи космоса и живой природы, систем «природа-биосфера-человек» и «биосфера-техносфера-ноосфера». Предлагаемые тесты способствуют более глубокому и эффективному усвоению дисциплины. Для студентов гуманитарных вузов, будущих юристов, экономистов, журналистов, социологов, философов, аспирантов, преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей. ББК 20â.ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01421-0 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ Раздел I. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ Глава 1. Общая характеристика естественно-научной и гуманитарной культур 1.1. Культура и ее структура 1.2. Наука как составная часть духовной культуры. Отличие и взаимосвязь наук 1.3. Логика и тенденции развития науки Глава 2. Научный метод, его основные характеристики. Особенности процесса развития науки 2.1. Понятия «знание» и «научное знание» 2.2. Научная теория и научный метод 2.3. Особенности процесса развития науки и естествознания 2.4. Научная революция. Научная картина мира Глава 3. Физическая картина мира и научная картина мира 3.1. Физическая реальность: понятие, связь с физической картиной мира Глава 4. Особенности современной естественно-научной картины мира 4.1. Основные принципы современной картины мира 4.2. Принцип системности 4.3. Принцип глобального эволюционизма 4.4. Синергетика — теория самоорганизации 5.1. Структурные уровни организации материи 5.2. Законы сохранения 5.3. Законы симметрии Глава 6. Пространство и время в современной научной картине мира 3 5 6 6 8 14 20 20 20 27 30 3.2. Динамизм физической науки и физическая картина мира 38 3.3. Научные картины мира в истории науки 35 35 40 47 47 48 51 53 Раздел II. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ 63 Глава 5. Законы сохранения и симметрии 64 64 67 70 73 6.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 73
Стр.286
286 6.2. Пространство и время в теории относительности А. Эйнштейна 6.3. Модели многомерного пространства-времени 6.4. Концепция «причинности» («субстанциональности») времени Н.А. Козырева 6.5. «Нефизические» концепции времени Глава 7. Микромир. Вещество и поле 7.1. Развитие представлений о видах материи 77 81 83 88 105 105 7.2. Исследование микромира. Первые модели строения атома 109 7.3. Исследование микромира. Корпускулярно-волновой дуализм 111 7.4. Элементарные частицы и их свойства. Типы взаимодействия 114 7.5. Поле и вакуум 7.6. Стандартная модель строения материи Глава 8. Мегамир 8.1. Системная организация мегамира 8.2. Современные космологические модели Вселенной 8.3. Солнце. Связь процессов в космосе и на Солнце с событиями на Земле Глава 9. Макромир. Химический уровень организации 9.1. Предмет познания химической науки 9.2. Проблема химического элемента 9.3. Концепции структуры химических соединений 9.4. Учение о химических процессах 9.5. Эволюционная химия Глава 10. Макромир. Особенности биологического уровня организации 10.1. Предмет биологии Глава 11. Структурные уровни организации живого 11.1. Молекулярный уровень 11.2. Клеточный уровень 121 124 128 128 139 146 153 153 154 157 159 161 165 165 10.2. Особенности биологического уровня организации материи 171 10.3. Происхождение жизни 177 182 183 188 11.3. Уровень многоклеточного организма (организменный) 193 11.4. Популяционный, или видовой, уровень 11.5. Биогеоценотический (экосистемный) уровень 11.6. Биосферный уровень 11.7. Видообразование и макроэволюционный процесс 193 197 198 200
Стр.287
287 Глава 12. Биосфера. Ноосфера. Человек 12.1. Границы биосферы и ее историческое развитие 12.2. Система «природа—биосфера—человек» 12.3. Техносфера. Ноосфера 12.4. Экологические проблемы современности 212 212 215 220 224 Глава 13. Человек как предмет естественно-научного познания 231 13.1. Место человечества в истории Земли 13.2. Биологическая сущность человека 13.3. Проблема антропогенеза 13.4. Биологическое и социальное в жизни человека 13.5. Бессознательное и сознательное в человеке 13.6. Время жизни: долголетие и бессмертие 13.7. Человек: индивид и личность ТЕСТЫ (самопроверка знаний) Словарь специальных терминов 231 233 241 248 252 258 261 268 280
Стр.288