Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Концепции современного естествознания (200,00 руб.)

0   0
Первый авторСадохин А. П.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц448
ID352128
АннотацияУчебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.
Кем рекомендованоМинистерством образования Российской Федерации; Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.
ISBN978-5-238-01314-5
УДК50(075.8)
ББК20я73
Садохин, А.П. Концепции современного естествознания : учебник / А.П. Садохин .— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 448 с. — ISBN 978-5-238-01314-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/352128 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Естественно-научная и гуманитарная культуры Культура, будучи результатом человеческой деятельности, не может существовать изолированно от мира природы, являющегося ее материальной основой. <...> Однако постепенно у них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественно-научная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная культура ставила своей целью изучение человека и его мира. <...> Естественно-научная культура именно поэтому акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. <...> Таким образом, естественно-научная и гуманитарная культуры обособлены не случайно, их различия велики. <...> Мы выделяем четыре критерия научного знания: 1) системность знания; 2) наличие отработанного механизма для получения новых знаний; 3) теоретичность знания; 4) рациональность знания. <...> Теоретичность знания Третьим критерием научности является теоретичность знания, определяющая цели научного познания. <...> Теоретичность знания 11 предполагает получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. <...> Это особенно важно в наши дни, так как в последнее время всегда существовавшая рядом с наукой псевдонаука пользуется все большей популярностью и привлекает к себе все большее число сторонников и приверженцев. <...> Никакого вклада в развитие подлинной науки псевдонаука не вносит, однако претендует на те привилегии, которыми обладают ученые. <...> Поэтому следует четко представлять себе, что такое псевдонаука, знать, чем она отличается от подлинной науки. <...> Так, хотя понятие «кварк» было введено в физике еще в 30-е гг. <...> Особенные методы научного познания Особенные методы научного познания используются большинством наук на разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны изучаемого предмета или приема исследования. <...> Таким образом, существуют особенные методы, проявляющиеся: • на эмпирическом уровне познания (особенные <...>
Концепции_современного_естествознания._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 50(075.8) ББК 20ÿ73 Ñ14 Рецензен т ы: д-р филос. наук, проф., академик РАЕН А.В. Солдатов; канд. биол. наук, доцент Л.Б. Рыбалов; канд. хим. наук, доцент Н.Н. Иванова Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Садохин, Александр Петрович. Ñ14 студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям и ISBN 978-5-238-01314-5 Агентство CIP РГБ Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания. ББК 20ÿ73 ISBN 978-5-238-01314-5 © À.Ï. Ñàäîõèí, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2003, 2006 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства Концепции современного естествознания: учебник для экономики управления / À.Ï. Ñàäîõèí. — 2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 447 ñ.
Стр.3
Оглавление От автора Глава 1. Наука как часть культуры 1.1. Наука среди других сфер культуры 3 5 5 1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры 7 1.3. Критерии научного знания 1.4. Структура научного знания 1.5. Научная картина мира Глава 2. Структура и методы научного познания 20 2.1. Уровни и формы научного познания 2.2. Методы научного познания 11 15 17 20 23 2.3. Особенные эмпирические методы научного познания 25 2.4. Особенные теоретические методы научного познания 27 2.5. Особенные универсальные методы научного познания 29 2.6. Общенаучные подходы 2.7. Системный подход 2.8. Глобальный эволюционизм Глава 3. Основы естествознания 3.1. Предмет и структура естествознания 3.2. История естествознания 3.3. Начало науки 3.4. Глобальная научная революция конца XIX — начала XX â. 3.5. Основные черты современного естествознания как науки Глава 4. Физическая картина мира 4.1. Понятие физической картины мира 4.2. Механическая картина мира 4.3. Электромагнитная картина мира 4.4. Квантово-полевая картина мира 444 32 33 38 49 49 53 54 69 71 75 75 78 81 85 4.5. Соотношение динамических и статистических законов 88 4.6. Принципы современной физики 91
Стр.446
Глава 5. Современные концепции физики 5.1. Структурные уровни организации материи 5.2. Движение и физическое взаимодействие 5.3. Концепции пространства и времени в современном естествознании 6.2. Космологические модели Вселенной 6.3. Происхождение Вселенной — концепция Большого взрыва 6.4. Структурная самоорганизация Вселенной 96 96 106 116 Глава 6. Современные космологические концепции 126 6.1. Космология и космогония 126 128 134 138 6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной 144 6.6. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций Глава 7. Земля как предмет естествознания 7.1. Форма и размеры Земли 7.5. Геодинамические процессы Глава 8. Современные концепции химии 8.1. Специфика химии как науки 8.2. Первый уровень химического знания. Учение о составе вещества 8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия 8.4. Третий уровень химического знания. Учение о химическом процессе 8.5. Четвертый уровень химического знания. Эволюционная химия Глава 9. Структурные уровни жизни 9.1. Структура биологического знания 9.2. Структурные уровни организации жизни Глава 10. Происхождение и сущность жизни 10.1. Сущность жизни 7.2. Земля среди других планет Солнечной системы 159 7.3. Образование Земли 7.4. Геосферы Земли 151 157 157 163 170 179 184 184 186 193 197 205 212 212 218 243 243 10.2. Основные концепции происхождения жизни 249 445
Стр.447
10.3. Современное состояние проблемы происхождения жизни 10.4. Появление жизни на Земле 10.5. Формирование и развитие биосферы Земли 10.6. Появление царств растений и животных 257 260 267 271 Глава 11. Теория эволюции органического мира 278 11.1. Становление идеи развития в биологии 11.2. Теория эволюции ×. Дарвина 11.4. Основы генетики 11.5. Синтетическая теория эволюции 278 284 11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм 289 295 301 Глава 12. Человек как предмет естествознания 12.1. Концепции происхождения человека 12.2. Сходство и отличия человека и животных 12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке 12.4. Этология о поведении человека 308 308 321 332 336 Глава 13. Феномен человека в современной науке 340 13.1. Сущность и истоки человеческого сознания 13.2. Эмоции человека Глава 14. Человек и биосфера 14.1. Понятие и сущность биосферы 14.2. Биосфера и космос 14.3. Человек и космос 14.4. Человек и природа 14.5. Концепция ноосферы В.И. Вернадского 14.6. Охрана окружающей среды 14.7. Рациональное природопользование 14.8. Антропный принцип в современной науке Заключение Библиографический список Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «Концепции современного естествознания» Глоссарий 446 340 350 13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека 353 13.4. Биоэтика 365 372 372 376 378 383 393 397 401 407 413 414 415 416
Стр.448

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ