ISBN 978-5-238-01619-1 Агентство CIP РГБ Успешное развитие книгоиздательского предприятия предполагает эффективный менеджмент и маркетинг, позволяющие выпускать высококачественную продукцию, пользующуюся спросом у читательской аудитории. <...> На основе личного многолетнего опыта книгоиздательской деятельности автор рассматривает актуальные проблемы, условия и факторы успешного книгоиздания, такие как разработка бизнес-плана издания книги, оценка эффективности производства книг и учебников на основе их жизненного цикла, маркетинговые исследования книжного рынка, продвижение книжной продукции, правовое регулирование закупки и реализации книжной продукции, информационно-рекламное обеспечение книгоиздательского бизнеса. <...> С одной стороны, с переходом к рынку были сняты ограничения на издание и распространение некоторых видов и жанров литературы, решен вопрос об авторских правах, реформирована вся издательская структура — разрушена монополия государства на издание и продажу книжно-печатной продукции в условиях жесткого дефицита, созданы и успешно функционируют акционерные частные издательства и книготорговые предприятия. <...> Спад книгоиздательской деятельности объяснялся и тем, что в условиях становления в России рыночных отношений, основным законом которых является конкуренция, российские издательские фирмы вынуждены следить за конъюнктурой книжного рынка. <...> Отрицательным фактором в книжной торговле в тот период было также существование двух книготорговых рынков — официального государственного с централизованно установленными стандартными ценами и «черного», где цены обычно соответствовали потребительскому спросу. <...> Оптовые отправки книжной продукции из России туда фактически не производятся, если не считать несистематических по времени и разрозненных по ассортименту завозов бестселлеров отдельными коммивояжерами книготорговых предприятий этих стран и так называемыми челноками <...>
Книгоиздание._Менеджмент._Маркетинг._5-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебное_пособие._Гриф_Минобр._науки_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК 655:[005+338.1](470+571)(075.8)
ББК 65.497.6(2Ðîñ)-21ÿ73-1+65.497.6(2Ðîñ)-32ÿ73-1
Ý77
Авторы:
Н.Д. Эриашвили, С.Г. Симагина
Эриашвили, Нодари Дарчоевич.
Ý77
Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг: учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям
«Издательское дело и редактирование», «Книгораспространение»,
«Ìåíåäæìåíò» / Í.Ä. Эриашвили. — 5-å èçä.,
ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 351 ñ.
2015.
ISBN 978-5-238-01619-1
Агентство CIP РГБ
Успешное развитие книгоиздательского предприятия предполагает эффективный
менеджмент и маркетинг, позволяющие выпускать высококачественную
продукцию, пользующуюся спросом у читательской аудитории.
На основе личного многолетнего опыта книгоиздательской деятельности
автор рассматривает актуальные проблемы, условия и факторы успешного
книгоиздания, такие как разработка бизнес-плана издания книги, оценка
эффективности производства книг и учебников на основе их жизненного
цикла, маркетинговые исследования книжного рынка, продвижение книжной
продукции, правовое регулирование закупки и реализации книжной
продукции, информационно-рекламное обеспечение книгоиздательского
бизнеса.
Для студентов вузов, работников книжных издательств, а также сферы
книгораспространения.
ББК 65.497.6(2Ðîñ)-21ÿ73-1+65.497.6(2Ðîñ)-32ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01619-1
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1998, 2001, 2005, 2009, 2009
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Книгоиздание и книжный рынок России
1.1. Из истории книгоиздания в России
1.2. Книжный рынок России: общая характеристика
1.3. Тенденции развития книжного рынка
Глава 2. Издательский процесс: особенности
менеджмента 31
2.1. Основные понятия в системе издательского
менеджмента 31
2.2. Функциональное содержание издательского
менеджмента 38
2.3. Организационные процессы в системе издательского
менеджмента 45
2.4. Редакционный аспект как основа эффективного
менеджмента 50
2.5. Бизнес-план издания книги
2.6. Оценка эффективности производства книг и учебников
по их жизненным циклам
2.8.1. Социально-экономическая природа возникновения
издательских рисков и их классификация
2.8.2. Методические основы анализа оценки риска
Глава 3. Издательский маркетинг. Правовое
регулирование книжной торговли
3.1. Система маркетинга
64
87
2.7. Сезонные колебания выпуска книжной продукции 98
2.8. Оценка рисков книгоиздания
106
106
120
2.8.3. Причинно-следственный анализ риска
и направления снижения риска в издательской сфере 133
145
145
3.2. Конъюнктура книжного рынка: спрос, предложение,
конкуренция 154
3.3. Маркетинговые исследования книжного рынка
3.3.1. Объекты маркетинговых исследований
3.3.2. Методы и этапы маркетинговых исследований
3.4. Продвижение книжной продукции.
Информационно-рекламное обеспечение
книгоиздательского бизнеса
348
164
164
174
188
6
6
13
21
Стр.349
Глава 4. Ценовая политика издательства
4.1. Особенности механизма ценообразования
в книгоиздательском бизнесе России
4.2. Цена и модели рынка
4.3. Факторы, влияющие на уровень цен. Виды
и процесс ценообразования
4.4. Методы ценообразования и особенности расчета
цен на книжную продукцию
4.5. Полиграфические услуги
Глава 5. Правовое регулирование закупки
и реализации книжной продукции
для государственных нужд
5.1. Размещение заказа путем проведения конкурса
5.2. Размещение заказа путем проведения аукциона
5.3. Размещение заказа путем запроса котировок
5.4. Размещение заказа у единственного поставщика
5.5. Договор поставки для государственных нужд
Глава 6. Тенденции развития партнерства
в российском книжном бизнесе
Глава 7. Зарубежный опыт: состояние книгоиздания
и книготорговли в США
7.1. Особенности и тенденции издательской
7.2. Издательства и ассоциации в книжном
бизнесе США
Библиографический список
деятельности 310
316
346
205
205
211
222
239
244
252
252
257
262
266
268
302
310
349
Стр.350