Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОМОБИЛЕЙ
Практикум
Кинель 2015
Стр.1
УДК 629.331 (075)
ББК 033-082.я.73
О75
Рецензенты:
канд. техн. наук, проф. кафедры «Эксплуатация мобильных машин
и технологического оборудования», ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА
К. У. Сафаров;
канд. техн. наук, проф. кафедры «Тракторы и автомобили»,
ФГБОУ ВО Самарская ГСХА
Г. И. Болдашев
Коллектив авторов:
М. П. Ерзамаев, Д. С. Сазонов, В. М. Янзин, С. А. Кузнецов,
М. С. Приказчиков
О75 Основы технической эксплуатации автомобилей : практикум /
М. П. Ерзамаев, Д. С. Сазонов, В. М. Янзин [и др.]. – Кинель :
РИЦ СГСХА, 2015. – 134 с.
ISBN 978-5-88575-410-1
Практикум содержит описание лабораторных работ, охватывающих
основные разделы курса «Основы технической эксплуатации
автомобилей». Основное внимание уделено вопросам диагностирования
технического состояния элементов ДВС, силовых
агрегатов, ходовой части и тормозных систем автомобилей.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических
машин и комплексов».
УДК 629.331 (075)
ББК 033-082.я.73
ISBN 978-5-88575-410-1
© Ерзамаев М. П., Сазонов Д. С.,
Янзин В. М., Кузнецов С. А., Приказчиков М. С., 2015
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2015
2
Стр.2
Предисловие
Расходы на поддержание работоспособности автомобиля в
несколько раз превышают затраты на его изготовление. Особенно
значительные средства (до 70%) приходятся на текущий ремонт,
который проводят в основном по стратегии ожидания отказа.
Главной причиной таких больших расходов является недостаточное
использование профилактических работ, позволяющих
предупредить отказы и снизить затраты в среднем в 1,5-3 раза.
В современных условиях специалист инженерно-технической
службы автотранспортных, автосервисных и авторемонтных предприятий
должен не только знать теоретические основы технической
эксплуатации автомобилей, но и практически использовать
их при решении оперативных, тактических и стратегических задач
по управлению техническим состоянием автомобиля.
Основное внимание в издании уделено вопросам физической
сущности процессов, происходящих в агрегатах, системах и механизмах
автомобиля, а также современным методам и средствам
восстановления (поддержания) их работоспособности в процессе
эксплуатации.
Цель технического обслуживания заключается в поддержании
автомобиля в исправном состоянии и увеличении срока безотказной
работы. Своевременное выявление и устранение неисправностей
помогают предотвратить более серьёзные поломки. Автомобиль,
который своевременно проходит диагностику и техническое
обслуживание в полном объёме, имеет более продолжительный
срок службы, в течение которого позволяет своему хозяину экономить
время и денежные средства. Решению этих проблем посвящена
данная работа.
Цель издания «Основы технической эксплуатации автомобилей»
– формирование у студентов системы компетенций для решения
профессиональных задач по эффективному использованию,
обеспечению высокой работоспособности и сохранности автотранспорта.
Представленный
в практикуме материал в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом высшего
образования и требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы по направлению 23.03.03 «Эксплуа3
Стр.3
тация транспортно-технологических машин и комплексов» способствует
формированию следующих профессиональных компетенций:
–
способность к участию в составе коллектива исполнителей в
проведении испытаний транспортно-технологических процессов и
их элементов;
– способность к освоению технологий и форм организации диагностики,
технического обслуживания и ремонта транспортных и
технологических машин и оборудования;
– способность использовать данные оценки технического состояния
транспортной техники с использованием диагностической аппаратуры
и по косвенным признакам;
– способность использовать технологии текущего ремонта и технического
обслуживания с использованием новых материалов и
средств диагностики.
4
Стр.4
Правила техники безопасности
при выполнении лабораторных работ
При выполнении лабораторных и практических работ студент
должен знать и строго выполнять следующие основные правила
техники безопасности.
Во время занятий следует находиться только на своем рабочем
месте. Не допускается самовольный переход с одного места на
другое.
При выполнении работ используются только размерные ключи
и исправный инструмент. Не следует применять инструменты с
неисправной или неправильно заправленной рабочей частью, со
сломанными или плохо насаженными рукоятками.
Перед пуском двигателя проверяют заправку охлаждающей
жидкостью, маслом и топливом. Запрещается запуск двигателя
при наличии течи топлива, масла, охлаждающей жидкости и других
специальных жидкостей. Посторонние предметы, находящиеся
на двигателе или рядом с ним, должны быть устранены.
Пуск двигателя производится лишь при подключении к выхлопной
трубе устройства для отвода отработавших газов и вентиляции
помещения.
Не разрешается находиться вблизи вращающихся валов, маховиков,
других деталей, а также в плоскости их вращения. Запрещается
производить регулировочные работы на работающем
двигателе, стенде, установке, прикасаться к выхлопным коллекторам
и газоотводным трубам.
При техническом обслуживании (ТО) и ремонте узлов топливной
аппаратуры используются специальные приспособления и
приборы под вытяжным зонтом при включенной системе вентиляции.
При продувке узлов сжатым воздухом струю направляют от
себя.
В лаборатории запрещается пользоваться открытым огнем.
При возникновении пожара следует немедленно поставить в известность
преподавателя и принять все меры к тушению имеющимися
средствами.
Выполнение данных правил является обязательным для каждого
студента. Студенты, не прошедшие инструктаж по технике
безопасности, к занятиям не допускаются.
5
Стр.5
Лабораторная работа №1
Проведение технического обслуживания
автомобилей
Цель работы: провести техническое обслуживание автомобилей.
Оборудование и материалы: комплект инструментов, прилагаемых
к автомобилю; обтирочный материал; агрегат технического ухода.
Техническое обслуживание включает в себя контрольнодиагностические,
крепежные, регулировочные, смазочные, электротехнические
и монтажно-демонтажные работы, связанные с
проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных
стендах и оборудовании. Если при ТО возникает сомнение
в работоспособности тех или иных узлов или деталей, их проверяют
на диагностическом оборудовании.
Нередко приходится проводить внеплановое ТО автомобиля
из-за отказа в работе отдельных его систем или для предупреждения
возможных неисправностей, а кроме того, в ряде случаев приходится
ремонтировать автомобиль в дорожных условиях.
Внеплановые ТО и ремонт в обязательном порядке немедленно
проводят в следующих случаях:
1) обнаружены неисправности, перечисленные в ст. 25 «Техническое
состояние и оборудование транспортных средств» Правил
дорожного движения;
2) обнаружен подсос неочищенного воздуха во впускном тракте
питания двигателя воздухом;
3) обнаружены стуки кривошипно-шатунного механизма двигателя;
4)
включаются сигнальные лампы аварийного состояния систем
автомобиля;
5) обнаружены подтеки смазки и утечки технических жидкостей.
Все перечисленные неисправности определяют при ежедневном
ТО. Не дожидаясь очередного ТО необходимо выявить и
устранить неисправность в случаях: когда двигатель не развивает
номинальной мощности и снижает топливно-экономические показатели;
появляются посторонние шумы в головках цилиндров двигателя,
в смонтированных на двигателе агрегатах или в агрегатах
трансмиссии;
обнаружен повышенный нагрев ступиц
6
Стр.6
или тормозных барабанов; замечен интенсивный и неравномерный
износ протекторов шин; нарушена плавность хода автомобиля:
увеличилось усилие на органах управления автомобиля.
Чаще всего некоторые операции внепланового ТО водители
проводят без должного соблюдения технических требований, поэтому
обслуживание и ремонт «по необходимости» не только не
исключают проведение регламентного ТО в полном объеме, но и в
значительной мере определяют объем контрольно-диагностических
работ по узлам, имевшим отказы до очередного ТО.
В перечне операций ТО предусмотрены крепежные работы,
выполнение которых обязательно. Момент затяжки резьбовых соединений
необходимо контролировать динамометрическим ключом.
Учитывая
конструктивные особенности автомобилей КамАЗ
(двигателя, агрегатов трансмиссии, гидроусилителя и др.), особое
внимание надо уделять смазочным работам. Следует помнить, что
использование заменителей рекомендуемых масел существенно
снижает ресурс автомобиля и допускается лишь как временная
мера.
При сезонной смене масла или при переходе с заменителя на
рекомендуемый сорт масла необходимо промыть смазываемую
систему (агрегат) согласно требованиям заводской инструкции или
рекомендациям.
Кроме точек, подлежащих смазке, с определенной периодичностью,
имеются места, требующие смазки по необходимости и
при ремонте.
С 2 октября 1984 г. введены новые режимы ТО. Суть нововведений
заключается в рациональном распределении операций разового
и периодического ТО для обеспечения необходимой надежности
узлов и агрегатов, повышения качества обслуживания и
уменьшения общей трудоемкости ремонтных работ за счет профилактических
мероприятий.
Общеизвестно, что в начальный период эксплуатации происходят
интенсивная приработка сопряженных деталей, взаимоустановка
элементов конструкции и выявление скрытых дефектов. Поэтому
в новом перечне введены разовые виды ТО (ТО-1000 и
ТО-4000), которые выполняются независимо от категорий условий
эксплуатации в интервалах пробега 500-1000 и 3000-4000 км соответственно.
7
Стр.7
Перечень операций этих видов обслуживания содержит в основном
проверочные, крепежные, регулировочные и смазочные
работы. Относительное увеличение общей трудоемкости обслуживания
в начальный период эксплуатации полностью оправдывает
себя благодаря снижению объемов работ ремонта в основной период
эксплуатации при периодическом обслуживании.
Периодичность видов ТО в основной период эксплуатации зависит
от условий эксплуатации (табл. 1).
Периодическое ТО включает в себя ежедневное обслуживание,
ТО-1, ТО-2 и сезонное обслуживание (СТО). Все виды ТО
являются профилактическими мероприятиями, проводимыми принудительно
в плановом порядке через определенный пробег независимо
от технического состояния автомобиля. Как уже говорилось,
в ряде случаев (при обнаружении неисправности, отказах в
работе системы или агрегата) или в профилактических целях (после
преодоления брода, длительной работы в условиях повышенной
запыленности и т. д.) проводят внеплановые ТО систем или
агрегатов.
Ежедневное техническое обслуживание. При необходимости
вымойте автомобиль и проведите уборку кабины и платформы.
Проверьте состояние запоров бортов платформы; тягово-сцепное
устройство и шланги подсоединения тормозной системы прицепа;
колеса и шины; привод рулевого управления (без применения специального
приспособления); действие приборов освещения и световой
сигнализации; работу стеклоочистителей. Устраните неисправности
до выезда из парка.
Доведите до нормы уровень масла в картере двигателя и жидкости
в системе охлаждения. Слейте конденсат из ресиверов тормозной
системы (по окончании смены).
Техническое обслуживание ТО-1000. Проверьте состояние
и герметичность соединений и воздухопроводов впускного тракта
от воздушного фильтра к двигателю, приборов и трубопроводов
системы питания топливом, систем смазки, охлаждения, гидропривода
сцепления, гидроусилителя рулевого управления; нет ли
касания трубопровода привода сцепления о поперечину рамы;
крепление сошки рулевого механизма; шплинтовку пальцев штоков
тормозных камер; герметичность всех контуров пневмосистемы
автомобиля (на слух); трассу пролегания и надежность закрепления
пучков электропроводов; правильность установки резино8
Стр.8
вых чехлов на соединительных колодках задних фонарей, датчиков
спидометра, тахометра; плотность и уровень электролита в
аккумуляторных батареях; дренажные отверстия в пробках аккумуляторных
батарей; правильность закрепления уплотнителей
дверей скобами; состояние подшипников ступиц колес (регулировка,
смазка при снятых ступицах); состояние тормозных барабанов,
колодок, накладок, стяжных пружин и разжимных кулаков
(при снятых ступицах). Устраните неисправности.
Закрепите фланцы приемных труб глушителя; элементы соединения
воздушного тракта, обратив особое внимание на герметичность
от воздушного фильтра к двигателю; скобы крепления
форсунок; выпускные коллекторы; пневмогидравлический усилитель
сцепления; рычаги тяг дистанционного привода коробки передач;
фланцы карданных валов; суппорты тормозных механизмов;
механизм вспомогательного тормоза и его привод; кронштейн
ресиверов к раме; сошку рулевого механизма; отъемные ушки передних
рессор; стяжные болты проушин передних кронштейнов
передних рессор; стяжные болты задних кронштейнов передних
рессор; гайки пальцев и верхние кронштейны реактивных штанг;
гайки пальцев амортизаторов; гайки колес; держатель запасного
колеса к раме; гнездо аккумуляторных батарей; клеммы проводов
к выводам аккумуляторных батарей; генератор, стартер; панели
крыльев кабины; щитки подножек и фартуки брызговиков к кабине;
передние грязевые щитки к кабине; подножки кабины; верхние
петли передней облицовки кабины; кронштейны зеркал заднего
вида; стяжные хомуты шлангов на патрубках отопителя; кронштейны
задней подвески; хомуты крепления платформы к раме:
верхние и нижние фиксирующие угольники к продольным
брусьям и раме; хомуты крепления поперечных балок к продольным
брусьям; стяжные болты соединения кронштейнов платформы
и рамы; щиты пола платформы; брызговики колес; кронштейны
боковых стоек бортов.
Отрегулируйте тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения,
предварительно проверив момент затяжки болтов
крепления головок цилиндров и гаек стоек коромысел; натяжение
ремней привода водяного насоса и генератора; свободный ход
толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход
рычага вала вилки выключения сцепления; зазор между торцом
крышки и ограничителем хода штока клапана управления
9
Стр.9
делителем; положение педали тормоза относительно пола кабины,
обеспечив полный ход рычага тормозного крана; ход штоков тормозных
камер; давление в шинах; направление светового потока
фар; запоры бортов платформы.
Таблица 1
Условия эксплуатации
Периодичность ТО, км
пробега
Характеристика условий эксплуатации
ТО-1 ТО-2 СТО
1
Автомобильные дороги с асфальтобетонным,
цементобетонным и приравненным к ним
покрытием за пределами пригородной зоны.
Автомобильные дороги с асфальтобетонным,
цементобетонным и приравненным к ним
покрытием в пригородной зоне.
Улицы небольших городов с населением до
100 тыс. жителей
2
Автомобильные дороги с асфальтобетонным и
приравненным к нему покрытием в горной
местности
Улицы больших городов.
Автомобильные дороги со щебеночным или
гравийным покрытием.
Грунтовые профилированные и лесовозные
дороги
3
Автомобильные дороги со щебеночным или
гравийным покрытием в горной местности.
Непрофилированные дороги и стерня.
Карьеры, котлованы и временные подъездные
пути
4000
12000 24000
3200
9600
19200
2400
7200
14400
Смажьте подшипники водяного насоса; подшипник муфты
выключения сцепления; втулки вала вилки выключения сцепления;
опоры передней и промежуточной тяг привода дистанционного
управления коробкой передач; шкворни поворотных кулаков
(при вывешенных колесах); шарниры рулевых тяг: пальцы передних
рессор; втулки валов разжимных кулаков; регулировочные
рычаги тормозных механизмов; шарниры карданных валов; оси
10
Категория условий
эксплуатации
Стр.10