Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт медико-биологических исследований
И.С. Депутат, А.В. Грибанов
Интеллектуальное развитие детей
с синдромом дефицита внимания
с гиперактивностью
Монография
Архангельск
ИПЦСАФУ
2011
Стр.1
УДК 159.922.72/76-056.34
ББК 88.832
Д 359
Рецензенты: заслуженный работник высшей школы РФ, доктор медицинских
наук, профессор кафедры гигиены и медицинской экологии
СГМУ А.Б. Гудков; кандидат медицинских наук, доцент
кафедры физиологии и патологии развития человека САФУ
имени М.В. Ломоносова Ю.С. Джое
Депутат, И.С.
Д359
Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания
с гиперактивностью: монография/И.С. Депутат, А.В. Грибанов;
Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск:
ИПЦ САФУ 2011.- 135 с.
ISBN 978-5-261-00613-8
В монографии представлены психологическая и психофизиологическая
характеристики интеллекта, его теории и модели. Дается описание
современных направлений научных исследований в данной области.
Рассмотрены основные методики оценки интеллекта у детей и особенности
интеллектуального развития при синдроме дефицита внимания с
гиперактивностью.
Для психологов, физиологов, педагогов, а также студентов психологических,
медицинских и педагогических специальностей и направлений.
УДК
159.922.72/76-056.34
ББК 88.832
Издание осуществлено при финансовой поддержке гранта РГНФ
№ 09-0б-00725а «Изучение влияния семейных факторов на проявления
школьной дезадаптации у детей с трудностями в обучении».
Издано в рамках аналитической ведомственной целевой программы
«Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)»
№2.2.3.3/9711
ISBN 978-5-261-00613-8
© Депутат И.С, Грибанов А.В., 2011
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2011
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время интеллект рассматривается в категории
способностей и связан с общим функционированием психики, с
различными сторонами ее проявления, с внешней активностью человека.
Интеллект - это общая умственная способность, которая
включает умение рассуждать, планировать, абстрактное мышление,
понимание сложных идей, обучение на основе собственного
и чужого опыта. Интеллект - это не узкий академический навык, а
способность к познанию окружающего мира.
Анализ проблемы интеллекта осуществляется как в рамках
общей и социальной психологии, так и в смежных с ней научных
областях. В частности, развиваются такие направления, как психогенетика
и психофизиология интеллекта, изучается влияние интеллектуального
климата семьи на развитие интеллекта детей и т.д.
Активно развивается психометрия интеллекта, позволяющая
оценить возможности социальной адаптации, обучаемость, особенности
умственного развития, общеинтеллектуальные способности.
Тесты интеллекта (IQ тесты) являются одними из самых технически
надежных и достоверных из всех психологических тестов и
методов. Большое внимание в практике исследования интеллекта
уделяется характеристике его особенностей в детском возрасте
(как в норме, так и при нарушениях психического развития).
Для человека интеллект имеет адаптационное значение, он позволяет
приспособиться к различным жизненным условиям, его назначение
заключается в структурировании отношений между средой
и организмом. Адаптационное значение интеллекта становится
особенно актуальным при наличии поведенческих нарушений в
детском возрасте, т.к. интеллект может выступать основным звеном,
на которое осуществляется опора в коррекционном процессе.
В большей степени, чем другие свойства личности, интеллект
связан с разнообразными образовательными, социальными, профессиональными
и другими достижениями человека. Преимущес
Стр.3
тва высокого интеллекта возрастают по мере усложнения окружающей
среды - в новой, неоднозначной, быстроизменяющейся или
непредсказуемой среде человек с высоким интеллектом сможет
ориентироваться быстрее и принимать решения, способствующие
достижению успеха.
Эти утверждения применимы и к детскому возрасту, когда происходит
становление интеллекта. При этом известны примеры,
когда при соответствии интеллекта среднему или даже высокому
уровню, дети испытывают трудности в обучении и социальной
адаптации.
Одним из примеров такой ситуации является синдром дефицита
внимания с гиперактивностью (СДВГ) - одно из распространенных
поведенческих расстройств, сопровождающееся трудностями
в обучении и проблемами в поведении детей.
Симптомокомплекс СДВГ включает в себя дефицит внимания,
гиперактивность (двигательную расторможенность), импульсивность.
Группа детей с данной патологией представлена различными
вариантами по степени выраженности симптомов.
Известно, что наряду с основными характеристиками данного
расстройства отмечается широкий спектр эмоциональных и когнитивных
нарушений. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
сопровождается запаздыванием процессов созревания
высших психических функций, в частности незрелостью системы
регуляции внимания и, следовательно, специфическими трудностями
обучения. Дети с данным синдромом характеризуются недоразвитием
мотивационного компонента деятельности (интерес
к чему-либо формируется с трудом), задержкой эмоционального
развития, что проявляется в игнорировании интересов и потребностей
других людей, безразличия к их переживаниям.
Своеобразие интеллектуальной деятельности при пограничных
нарушениях, в том числе и при СДВГ, обусловлено первичной
функциональной недостаточностью нервной системы, на основе
которой формируется психика ребенка, и отражает эту функциональную
недостаточность, а также вторичные приспособительные
механизмы организма.
Данные, характеризующие интеллектуальную деятельность
при СДВГ и представленные в современной научной литературе,
достаточно противоречивы. Имеются исследования, указывающие
на характерную особенность интеллектуальной деятельности при
СДВГ: академическая успеваемость у детей данной группы зачас
Стр.4
тую бывает низкой даже при высоких показателях интеллекта.
В ряде исследований выявлены существенные различия уровня
развития когнитивных функций детей с СДВГ и детей без проявления
отклонений в психической сфере и выраженных расстройств
поведения.
Наиболее актуальной проблемой в настоящее время остается
объективная диагностика СДВГ. Поскольку данный синдром в научной
литературе относится к нейробиологическим нарушениям,
включение в диагностику нейрофизиологических методов и применение
психофизиологического анализа при оценке тех или иных
функций, является необходимым. Также на современном этапе продолжается
активное изучение факторов риска по проблеме СДВГ, и
путей лечения и коррекции этого синдрома.
Формирование целостного представления о структуре интеллекта
детей с СДВГ позволит оценить их функциональные резервы
и разработать на основе полученных данных более эффективные
способы обучения, коррекции и повышения адаптации к учебному
процессу, уровня социальной адаптации в целом.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Клинико-физиологические проявления СДВГ
Глава 2. Понятие об интеллекте
Глава 3. Оценка интеллекта у детей
Глава 4. Нейробиологическая характеристика интеллектуального
развития
Глава 5. Психофизиологическая характеристика интеллекта при
СДВГ
Заключение
Библиографический список
3
6
28
44
70
91
113
118
Стр.134