Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Зодчество Архангельска: художественный образ, стиль, традиция (290,00 руб.)

0   0
АвторыПопова Людмила Дмитриевна
Издательство[Б.и.]
Страниц364
ID348491
АннотацияКнига посвящена зодчеству Архангельска конца XVI - начала XX в. Прежний архитектурный облик города помогают представить городские панорамные изображения, гравюры и планы, проекты и обмерные чертежи, многочисленные фотографии дореволюционного времени. Монографию дополняют биографический словарь архангельских зодчих, словарь терминов, указатель имен и топографический указатель.
Кому рекомендованоИздание адресовано культурологам, историкам и всем, кто интересуется архитектурной историей Архангельска.
ISBN978-5-85879-562-9
Зодчество Архангельска: художественный образ, стиль, традиция / Л.Д. Попова .— : [Б.и.], 2010 .— 364 с. : ил. — ISBN 978-5-85879-562-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/348491 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Научное значение в последней может иметь глава «Архангельский дом» со сведениями о городской рядовой застройке за указанное выше время 30 . <...> Bruin С. de Reizen over Moskovie, door Persie en Indie. <...> «Акты Лодомской церкви Архангельской епархии», опубликованные в 1908 г., составляют около 400 документов. <...> Более содержательное опи68 сание имеется в тексте голландца К. фан Кленка, побывавшего в Архангельске в 1675 г. 69 изложил другой голландец - К. де Бруин . <...> Виды Архангельска есть в сочинениях К. фан Кленка (1675) и К. де Бруина . <...> 9 8 Одним из самых содержательных источников, показывающих регулярный город, его объемно-пространственную структуру конца XVIII в., является «Атлас Архангельской губернии 1797 года» 99 . <...> (опубликованная им же в 1902 г.) квартальная книга, фиксирующая городскую застройку не только центра, но и Соломбалы, и Загородного квартала 107 . <...> Bruin С. de Reizen over Moskovie, door Persie en Indie. <...> Из архитекторов XVII в. нам известны лишь Д.М. Старцев, которого все называют «подмастерьем каменных дел», и М. Лохоцкий <...> Из каменных сооружений полностью сохранились Соловецкая крепость и регулярная Новодвинская крепость. <...> Архангельский город деревянной поставили однем годом на Пурнаволоке над Двиною рекою за тридцать верст от устья тоя Двины реки. <...> Согласно царскому указу предстояло: «Архангельский город поглинити и обруб городовой и тайник взделати, и городе кровля худые места поновити, и наново укрепити накрепко» 11 . <...> Острожная стена охватывала крепость с трех сторон (отсутствовала с речной стороны). <...> Речная сторона крепости была чуть длиннее восточной, стены и башни поставлены по периметру возвышенности. <...> Основным композиционным центром крепости стал монастырский Михайло-Архангельский собор. <...> В 1636 г. крепость частично пострадала от пожара - в ней выгорело 150 сажен городовой стены «да три башни», 80 сажен острожной стены «да две башни, да воеводский двор» и все, что стояло в крепости с речной стороны 22 . <...> Островное местоположение имели только Соловецкая и Новодвинская <...>
Зодчество_Архангельска_художественный_образ,_стиль,_традиция.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.359
Зодчество_Архангельска_художественный_образ,_стиль,_традиция.pdf
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Л.Д. ПОПОВА ЗОДЧЕСТВО АРХАНГЕЛЬСКА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, СТИЛЬ, ТРАДИЦИЯ Монография САФУ имени М.В. Ломоносова Библиотека гуманитарной и естественнонаучной литературы Архангельск 2010
Стр.3
УДК 008(470.11)(091)+72 ББК 87.66+85.113(2Рос-4Арх) П580 Рецензенты: М.С. Уваров, доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии Санкт-Петербургского государственного университета; М.Н. Цветаева, доктор культурологии, профессор кафедры музееведения и охраны памятников факультета философии и политологии СанктПетербургского государственного университета; Г.А. Кондратова, доктор философских наук, профессор кафедры отечественной истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Попова, Л.Д. П 580 Зодчество Архангельска: художественный образ, стиль, традиция: монография / Л.Д. Попова.— Архангельск: ОАО «ИПП "Правда Севера"», 2010.— 359 с : ил. ISBN 978-5-85879-562-9 Книга посвящена зодчеству Архангельска конца XVI - начала XX в. Прежний архитектурный облик города помогают представить городские панорамные изображения, гравюры и планы, проекты и обмерные чертежи, многочисленные фотографии дореволюционного времени. Монографию дополняют биографический словарь архангельских зодчих, словарь терминов, указатель имен и топографический указатель. Издание адресовано культурологам, историкам и всем, кто интересуется архитектурной историей Архангельска. УДК 008(470.11 ) (091 )+72 ББК 87.66+85.113(2Рос-4Арх) ISBN 978-5-85879-562-9 © Попова Л.Д., 2010 © ОАО «ИПП "Правда Севера"», 2010
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ В Архангельске, поставленном И.Э. Грабарем в один ряд с имеющими мировую известность русскими городами - Новгородом, Псковом, Владимиром, Ростовом, Угличем, Ярославлем, Суздалем, Костромой, Нижним Новгородом, Казанью, Вологдой, - частично сохранившем регулярную планировку XVIII в., из старой застройки осталось до обидного мало. На небольших улицах прежнего города одно-, двухэтажные дома уступили место современным многоэтажным. Возникла опасность разрыва преемственности в историко-культурной и архитектурной эволюции города. В первый период борьбы с религией в 1930-е гг. в Архангельске были снесены памятники, игравшие роль общественных доминант: МихайлоАрхангельский монастырь, фиксировавший восточную часть города, великолепный комплекс, состоявший из Свято-Троицкого собора, Воскресенской, Рождественской и Михайло-Архангельской церквей. В районе собора тогда был выстроен театр драмы, объем которого никак не восполнил потерю. Снесены были Благовещенская, Успенская и Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» церкви, стоявшие на берегу Северной Двины. Заодно уничтожены и иноверческие храмы: костел и синагога, до неузнаваемости переделано здание мечети. Из двух англиканских церквей сохранилась только соломбальская. Лютеранская кирха оказалась среди пятиэтажной застройки. Стремление как можно быстрее застроить город новыми зданиями привело к тотальному сносу прекрасной гражданской архитектуры; так, были снесены: старейшее народное училище, инженерный дом, присутственные места, дом военного губернатора и т. д. Список потерь бесконечен. В 1970 г., когда постановлением Госстроя РСФСР и Министерством культуры РСФСР был установлен список 115 исторических городов (в это число вошел и Архангельск), предусматривавший сохранение отдельных памятников, целых комплексов и ансамблей, повальный снос приостановился. Но в городе быстро стала исчезать рядовая уличная застройка - важная часть культурной городской среды. Архангельск катастрофически стал терять исторический облик, градостроительную структуру, культурное наследие. В 1970-е и в самом начале 1980-х гг. снесли целый квартал на пр. П. Виноградова (ныне пр. Троицкий), расположенный между улицами Свободы и Энгельса (ныне ул. Воскресенская), и на его месте разбили огромную площадь с новыми административными зданиями. Появилось открытое пространство, противоречащее сложившейся исторической планировке. Воздвигнутые на этой площади высотные здания разрушили старый адми
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ нистративный центр с характерными для губернского города доминантами - зданиями пожарной каланчи, городской думы также с высотной башней. Причем новая застройка площади имени Ленина повлекла за собой повальный снос деревянных домов по ул. Воскресенской и великолепных каменных двухэтажных домов по пр. Троицкому. Расширение же ул. Воскресенской, уничтожив историко-архитектурное наследие, создало «аэродинамическую трубу». Сходное явление наблюдается и в начале наб. Северной Двины и ул. Поморской, сохранившей еще остатки старой застройки. Снос продолжается и ныне. Хотя нами уже немало сказано о строительной истории и отдельных памятниках архитектуры Архангельска, тем не менее мы вынуждены вновь напомнить и горожанам, и особенно современным строительным организациям, поспешно уничтожающим остатки былого архитектурного величия, о строительной культуре Архангельска, «потому что нельзя не использовать прошлую культуру человечества и проходить мимо того, что создал наш русский народ» (Ю.П. Спегальский). А северный народ создал Архангельск - культурную столицу своего края. Удивительным городом считал его Д.С. Лихачев. В своем слове об Архангельске, опубликованном в «Правде Севера» (1984. 25 марта), он оставил великолепные слова о городе: «Архангельск и хранитель великой древнерусской культуры, и город-новатор. Он обращен и к европейской культуре, и страж русской национальной культуры в самом центре самой национально богатой русской земли. Он обращен к нашему будущему, и к нашему прошлому, откуда черпает свои моральные силы. Это город-богатырь на заставе - морской и сухопутной... Если можно сравнить город с человеком, то Архангельск во всем подобен Ломоносову. Он вырос на богатой почве древней национальной культуры, воспринял западноевропейскую образованность, продвинул вперед национальную русскую науку, обогатил русскую поэзию и искусство. Архангельск озарен северным сиянием русской славы».
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ А рхитектуру Архангельска мы называем зодчеством, хотя в бытовом словоупотреблении этот термин является простым синонимом слова «архитектура». Под «зодчеством» автор понимает ту разновидность архитектуры, которая включает в себя художественное проектирование и сооружение практически всех типов зданий - крепостей, храмов, жилых домов и хозяйственных строений, промышленных объектов, вокзалов, театров и т. д., обладающих двумя «художественными измерениями» - внешним (экстерьер) и внутренним (интерьер), поскольку они связаны друг с другом определенной художественной логикой, но сохраняют при этом относительную самостоятельность. Мы касаемся и еще одной разновидности архитектурного творчества - «архитектуры малых форм», т. е. сооружений и устройств, которые дополняют городскую архитектуру и являются элементами благоустройства улиц, площадей, садов и парков. Остальные разновидности архитектонического творчества, например «зеленая архитектура», создающая образ открытого пространства, градостроительство, формирующее художественный образ архитектурного целого - города, также входят в канву повествования. История зодчества Архангельска, одного из крупнейших городов на севере России, представляет большой интерес прежде всего в том отношении, что он, занимая важное место в истории всего русского Европейского Севера, отразил характерные черты градостроительства разных эпох и традиционные элементы местной строительной культуры, складывавшейся здесь многие века. В XX же столетии Архангельск в большей мере, чем другие губернские города России, пострадал от целенаправленных систематических разрушений, в результате которых лишился многих выдающихся памятников отечественного зодчества. Воссоздание утраченного облика города в его историко-культурологическом развитии представляется весьма актуальным. Возникновение города у Белого моря было закономерным явлением в истории России. Первые русские поселения в этих местах появились в эпоху Киевской Руси. Устав Святослава Ольговича (1137 г.) среди новгородских владений перечисляет погосты на Северной Двине - Иван-погост, Ракула, Усть-Емца, Борок, Тойма; на Пинеге - Вихтуй, Пинега, Кегрола (Кеврола); на Ваге - Усть-Ваг, Пуйте, Вель 1 . В древности сложился огромный водный путь, вдоль которого русские строили крепости, основывали посады, промысловые и сельские селения. В эпоху Великого Новгорода были построены Орлецкий острог и Холмогоры, Усть-Пинега и Вельский погост. В XII в. новгородцы плавали не только в пределах Белого моря, но
Стр.7
и по Северному Ледовитому океану, подчинив своему влиянию финноугорское население 2 . Переход Северного края под власть Москвы в XV в. сопровождался существенной переменой в местном социальном строе. Московское правительство произвело конфискацию земель новгородской «боярщины», и значительная часть этих земельных владений перешла «великому государю». В состав Московского государства вошло обширное и богатейшее Поморье, славившееся пушными богатствами, соляными промыслами в селениях Уна и Нёнокса, а в Лампожне - крупном центре поморской торговли - продавалась рыба и другие продукты морских промыслов 3 . Уже был налажен торговый путь по Северной Двине через Белое море в Западную Европу. В «Записках о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна упомянуто плавание в 1496 г. русского дипломата Григория Истомы северными морями в Данию. Той же дорогой - из устья Северной Двины через Ледовитый океан - немного спустя ходил в Испанию другой русский дипломат - Василий Власов; подобный путь в Европу трижды проделал переводчик и посол Дмитрий Герасимов. Рассказы последнего о Московии в 1525 г. помогли ученому Павлу Иовию написать книгу о русской стране. Сочинения названных авторов, вне сомнения, были известны англичанам, отправившим экспедицию через Ледовитый океан в Китай и Индию. В 1553 г. корабли погибли в непогоду, лишь один добрался до Николо-Корельского монастыря. Капитану этого корабля Р. Ченслеру удалось завязать дипломатические отношения с Иваном Грозным и открыть русско-английскую торговлю. С 1556 г. британские корабли увозили отсюда лен, коноплю, сало, слюду, ворвань и другие товары. На одном из таких кораблей в Лондон выехал русский дипломат Григорий Непея со свитой из 16 человек 4 . По возвращении Г. Непеи англичане получили разрешение торговать по всей России с правом строительства торговых домов и контор. В Холмогорах они построили канатную фабрику, а в Никольском устье (ныне о. Ягры в г. Северодвинске, в 30 км от Архангельска) - гавань для своих кораблей. Вслед за англичанами Северным морским путем стали пользоваться голландцы, а затем французы и все «заморские гости», платившие пошлины в Холмогорах. Однако этот административный центр Поморья находился в 120 верстах от моря, что затрудняло торговлю. Да к тому же огромное пространство наиболее заселенной территории оставалось в случае нападения без защиты. С потерей Нарвы во время Ливонской войны (1558-1583 гг.) Россия лишилась возможности вести торговлю с Западом через Балтийское море (кроме того, Черное море контролировалось турками и крымскими татарами, а вход в Неву - шведами), и Северный путь становился единственным «окном в Европу». Перед русскими властями встал вопрос о строительстве новой гавани в устье Северной Двины. Этот новый город закладывался во время, когда Московское государство активно строило города - только во второй половине XVI в. было возведено,
Стр.8
по подсчетам A.A. Зимина, более 50 городов . Укреплялись старые города и 5 монастыри: в 1580-1590-е гг. деревянные стены Кирилло-Белозерского монастыря заменялись на каменные; в 1584-1594 гг. строились валунные стены и башни Соловецкого монастыря, рубились остроги в Суме и Коле. Возведение же Архангельского города стало важной частью таких мероприятий Русского государства и завершило строительство оборонительной системы, главной задачей которой являлось обеспечение безопасности. Северного торгового пути. Таким образом, возникновение Архангельска было подготовлено историческими, политическими и социально-экономическими условиями. История Архангельска весьма важна не только для северян, ибо его значение в судьбе России выходит далеко за пределы краеведческих интересов: первый крупный порт страны, сыгравший важную роль в торговых и политических сношениях с Западной Европой, колыбель русского морского торгового флота, начальный пункт и основная база в освоении Северного морского пути, крупный экономический и культурный центр, - таков Архангельск, и его историко-культурное изучение является насущной потребностью науки. История города подробно описана в литературе. Основоположником историографии Архангельска следует считать В.В. Крестинина. Его изданная в 1792 г. «Краткая история о городе Архангельском» стала наиболее ранней работой о прошлом города 6 . Этот автор первым обратился к архивным материалам, преимущественно на основании которых и составил последовательный погодный труд, содержащий, в частности, отдельные сведения о застройке города и перечень деревянных построек до конца XVIII в. Исследователь отечественной военно-морской истории С.Ф. Огородников на материалах писцовой книги Мирона Вельяминова дал характеристику города по состоянию на 1622-1624 гг., охарактеризовал его планировку, где перечислил ранние строения, а также описал деревянные постройки начала XVIII в. 7 В других работах историк привел сведения о старых зданиях самого Архангельска и Соломбальского селения . 8 Развитию историографии Архангельска способствовали специальные историко-краеведческие издания, выходившие в свет с середины XIX в. Так, в «Архангельском сборнике» имеются сведения о местоположении города, занятиях населения, о наиболее важных городских памятниках 9 . Правда, это уже в основном известные сведения, они повторились и в литературе, вышедшей в юбилейный 1884 г., целиком посвященной истории города 10 . В.В. Крестинин и С.Ф. Огородников не интерпретировали город в градостроительном плане. Остальная историография редко касается вопросов строительства Архангельска. Насыщенная событиями история Архангельска привлекала и привлекает внимание специалистов, исследующих историю международной торговли (Р.И. Козинцева, ТФ. Лаврова, Х.Д. Рухманова, В.Н. Захаров, H.H. Репин) военного и торгового судостроения (Н.Л. Коньков, И.В. Богатырев)' , но эти хорошо изученные темы находятся за пределами нашей темы. 11 2 ,
Стр.9
Авторы нескольких статей, опираясь на вновь обнаруженные источники, пересматривали традиционную датировку основания Архангельска (1584 г.) 13 . Н.Т. Накашидзе , а вслед за нею А.Г. Гемп и Г.А. Богуславский 14 1 5 17 1 6 называют в этой связи 1583 г. Что касается причин возникновения города, то одни исследователи ставят во главу угла историко-географические предпосылки , другие - экономические , третьи - политические . Ю.К. Новожилов усматривает целый комплекс причин, вызвавших к жизни новый город на Северной Двине . 18 19 20 В первые десятилетия своего существования Архангельск имел разные варианты названия, этот вопрос изучался Ю.Ф. Лукиным ским . 2 1 22 Среди трудов, касающихся истории Архангельска, следует отметить книги А.Н. Попова , В.А. Тонкова 23 2 4 и Ф.С. Томилова . Говоря о застройке 25 города, эти авторы опирались на уже известные факты. Труд М.Ф. Кибирева «Архангельск», посвященный главным образом состоянию городской застройки и планировке в середине XX в., хронологически в большей своей части выходит за рамки нашей темы. Однако значительной заслугой этого автора надо признать то, что он первым опубликовал планы города, составленные в XVIII в. М.Ф. Кибирев в своей монографии поместил также сведения о регулярной застройке Архангельска того времени 26 . Сборник «Архангельск 1584-1984: Фрагменты истории» освещает важные этапы истории города, но не касается его дореволюционного строительства 27 28 . . Краткая информация об истории застройки города и об отдельных архитектурных памятниках имеется в более поздних научно-популярных изданиях, посвященных либо специально Архангельску, либо Европейскому Северу в целом По материалам предшественников сжато и популярно изложил строительную историю Архангельска Ю.А. Барашков, основное внимание тоже сосредоточивший на послереволюционных этапах застройки 29 . Ю.А. Барашков стал первым автором, специально обратившимся к рассмотрению деревянного строительства и архитектуры конца XIX - начала XX в. К сожалению, и эта, и другая, более поздняя его работа «Ностальгия по деревянному городу...» не имеют ссылок на источники. Научное значение в последней может иметь глава «Архангельский дом» со сведениями о городской рядовой застройке за указанное выше время 30 . Труд Г.П. Попова написан на основе архивных материалов, содержит интересные исторические сведения о Морской соломбальской слободе, но информации о строительстве города в ней нет 31 . На богатом материале отечественных и иностранных источников раскрывает роль Архангельска в эпоху петровских преобразований Ю.Н. Беспятых в книге «Архангельск при Петре I» 32 . В ней, как и в другой книге, вышедшей в свет в 1990 г., имеются описания Архангельска в петровский период . В статье А.Н. Давыдова, В.М. Лопатько и A.A. Шалькевича, посвященной деревянному строительству в конце XIX - начале XX в., даны ценные 33 и Г.А. Богуслав
Стр.10
стилевые характеристики рядовой застройки, любопытные для специалистов по истории архангельской архитектуры 34 . В конце 1994 г. вышел в свет труд A.A. Шалькевича «В Архангельском городе было построено...» . Эта 35 работа описательного характера и целиком основана на опубликованных исследованиях. В 1980-е гг. архитектура и планировка Архангельска обсуждаются в контексте изучения общерусской архитектуры 3 6 и планировки 3 7 русских городов в эпоху регулярного строительства. Изучалась история отдельных зданий, возникших на разных этапах развития города, в частности строительство Гостиных дворов (вторая половина XVII в.), которому посвящены статьи К.П. Темп 38 , О.В. Овсянникова и Л.Д. Фирсовой . Соловецкое подво39 рье исследовали В.М. и П.М. Лопатько . 40 Весьма значимы результаты проведенных О.В. Овсянниковым археологических раскопок, они существенно расширили наши представления о первых постройках города. Опираясь на археологические, а также на документальные и иконографические материалы, О.В. Овсянников раскрыл ранние этапы истории строительства деревянной крепости, острога, Гостиных дворов и ввел в научный оборот ценную информацию о заселении посада. Работы О.В. Овсянникова содержат важные факты и выводы относительно архитектуры конца XVI - XVII в. 4 1 Таким образом, существующая обширная литература, имеющая отношение к нашей теме, либо ограничивается краткими скупыми очерками истории Архангельска от его основания до начала XX в., написанными на основе весьма узкого круга источников, либо авторы книг сосредотачивают внимание преимущественно на современном городе, бегло изложив основные периоды его развития, либо рассматривают частные вопросы. Весьма значимые работы О.В. Овсянникова содержат ценные факты и выводы, но редко выходят за пределы XVI - XVII вв. В последние годы появляются издания по истории города, в которых имеются сведения о строениях, многие из которых представляют собой компилятивные сочинения, целиком основанные на исследованиях представленных выше авторов. В современных публикациях периодической печати допускаются большие неточности и разночтения в датировке памятников. Между тем отечественные архивохранилища содержат богатые материалы по истории строительства крупнейшего поморского города, до сих пор остававшегося вне поля зрения исследователей. Это письменные (нарративные документы) источники, изобразительные материалы, планы и карты, сведения разного рода обследований. В ходе их поиска нами были изучены материалы архивов Архангельска, Вологды, Петербурга и Москвы. Представим некоторые из них. Первым документом, дающим представление о воеводском дворе, составе его строений, является «данная» воеводы А.Н. Залешанина-Волохова от 28 июня 1584 г. о передаче в дар Михайло-Архангельскому монастырю
Стр.11
двора с жилыми и хозяйственными постройками . «Память» двинского воеводы И.В. Милюкова 1597 г. кресенской церкви 1643 г. 42 44 и «опись» церковного имущества Воспозволяют уточнить историю строительства 43 деревянной крепости, представить облик одной из ранних церквей города и определить особенности посадской застройки на начальном этапе ее существования. Информативными источниками для изучения зодчества и характеристики структуры города и сакральной топографии в XVII в. являются писцовые книги 1622-1624 гг. Мирона Вельяминова 4 5 46 и переписные книги 1646-1647 гг. Ивана Философова . Данные переписных книг дополняет «строительная» (строильная) книга 1649 г. Архангельского посада 47 . «Данные» , «поступные» , «отступные» 48 49 5 0 на дворы МихайлоАрхангельскому монастырю содержат сведения о приобретении монастырем дворов у стрельцов и дают возможность увидеть состав, структуру военных усадеб, а из «прошений» о покупке иностранцами домов в Архангельске - структуру посадских дворов 51 . Кроме того, данные прошения позволяют сделать вывод о том, что первые жилища иностранцев ничем не отличались от русских, поскольку покупались у них же. Названные документы позволяют воссоздать близкую к реальности картину строительного искусства, как светского, так и храмового, в Архангельске в первое столетие существования города. Из «памяти» от 26 июня 1667 г., данной московскому промышленнику П.Г. Марселису, узнаем подробнейшие сведения об организации работ по строительству каменных Гостиных дворов 52 . Этот документ ставит под сомнение предположение К.П. Гемп и М.Ф. Кибирева о том, что якобы П.Г. Марселис вообще не приезжал в Архангельск 53 54 . . Описная книга строительства Гостиных дворов 1667-1677 гг. сообщает важные факты о закладке дворов и показывает весь процесс стройки, проходившей на протяжении 10 лет Хранящиеся в архивах источники XVIII в. подробно отражают историю застройки и планировки города, а также строительную судьбу многих паRivir van Archangel (Река Архангельска). Bruin С. de Reizen over Moskovie, door Persie en Indie... Amsterdam, 1711. Между с. 4 и 5
Стр.12
мятников архитектуры. В этой связи особенно ценны документы, освещающие возведение обывательских, казенных и культовых сооружений 55 . Так, челобитная 1713 г. И. Борисова содержит не только информацию о том, что для Соломбальской верфи в Архангельске была набрана артель столяров из городских воинских полков, но и описания их домов. К челобитной приложен чертеж - фрагмент плана «посада на Бору», отражающего застройку и систему улиц в начале XVIII в. 5 6 Важным для характеристики Соломбальской верфи начала XVIII в. является наряд от 21 апреля 1713 г. со списком всех строений на ее территории, составленный архангелогородским вицегубернатором A.A. Курбатовым 57 . Широк круг опубликованных источников, полезных для нашей темы. Некоторые факты по истории строительства Архангельска содержит «Холмогорская летопись» за XVI в. Сведения, относящиеся к XVII в., находим в «Двинском летописце» - «Краткой» и «Пространной» его редакциях 58 . Среди актов, имеющих прямое отношение к основанию Архангельска, обращают на себя внимание те, в которых содержится информация о первых постройках города. «Акты Лодомской церкви Архангельской епархии», опубликованные в 1908 г., составляют около 400 документов. Первым из них является отпись лодемского сотника С. Миронова от 30 сентября 1582 г., в которой говорится о сборе денег на строительство крепости и на расходы, связанные с приездом двинского воеводы П.А. Нащокина 59 этого же источника мы узнаем, что в мае 1583 г. нанимаются работники для строительства крепости, возведение которой продолжалось до ноября 1583 г. 60 61 62 . Из , и что зимой работы были приостановлены и возобновлены весной 1584 г. В отписи лодемского сотника Ф. Харлова от 13 июня 1585 г. сказано о строительстве деревянных Гостиных дворов . Анализ представленных документов позволил восполнить многие пробелы в истории архитектуры города первых лет его существования. Документы, касающиеся нашей темы, опубликованы и в других источниках. В первом томе «Актов Археографической экспедиции» издана «Грамота о построении Архангельской крепости» (1583 г.) 63 . В сборнике Русского исторического общества опубликована грамота об извещении иностранных купцов о том, что торговля с 1585 г. будет производиться в «Новом» городе (1584 г.) . Строительство каменной «полатки» и Гостиных дворов зафиксировано в «Дополнениях» к «Актам историческим» . Сведения общего 64 65 характера, касающиеся нашего исследования, встречаются в законодательных актах Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII в. 6 6 Некоторые градостроительные указы XVIII в. также имели отношение к Архангельску. По указу 1775 г. приступили к составлению регулярных планов. Их появилось несколько. В 1794 г. Екатерина I I утвердила первый генплан застройки. Он, а также план 1784 г. опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи» 67 . Среди свидетельств иностранных авторов для нас имеют значение три сочинения. Француз Ж. Соваж в конце XVI в. описал первые крупные по
Стр.13
стройки города - Гостиные дворы и крепость . Более содержательное опи68 сание имеется в тексте голландца К. фан Кленка, побывавшего в Архангельске в 1675 г. 69 изложил другой голландец - К. де Бруин . 70 Для характеристики отдельных примечательных построек существенны наблюдения русских путешественников конца XVIII - начала XX в.: П.И. Челищева 71 , И.И. Лепехина . Значительный комплекс фактов по 72 истории строительства Архангельска может быть извлечен из «Летописи Двинской» A.A. Титова 73 74 75 76 77 . Исторические сведения о городе, его памятниках находим у П.П. Свиньина . Ценны характеристики и впечатления о городской жизни в работах C.B. Максимова , H.A. Лейкина , В.И. НемировичаДанченко . Имеется ряд иллюстраций и кратких заметок о постройках города в книгах C.B. Животовского , A.A. Жилинского 78 7 9 80 написанных по результатам поездок авторов на Север. Интересные факты по истории строительства представлены в труде К. Молчанова 81 82 XIX в. дана И.М. Сибирцевым . 83 В XIX в. о закладке и об открытии отдельных архангельских церквей информировали «Архангельские губернские ведомости», «Архангельские епархиальные ведомости», «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера», «Известия Императорской археологической комиссии», газеты «Архангельск» и «Городские известия» и другие периодические издания. Следует отметить статьи И.М. Сибирцева, опубликовавшего опись монастырских построек Михайло-Архангельского монастыря по состоянию на 1683 г. 84 В начале XVIII в. свои впечатления от города детально и В.В. Суслова , . В книге Н. Козлова дано краткое статистическое описание всего города и его построек . Характеристика культовых построек по состоянию на конец Этот документ был найден в монастырском архиве в конце XIX в. и является существенным дополнением к истории монастыря в XVII в. Публикация А.Ф. Изюмова представляет выписки из городовой книги Архангельска за 1694 г. Извлечения из нее касаются отдельных вопросов строительства города: переустройства торговой площади, строительства деревянных «мшеных» амбаров, перенесения на новое место воеводских хором 85 . Значительная историческая информация о строительстве в городе имеется на страницах «Памятных книжек Архангельской губернии» и «Справочных книжек Архангельской губернии». Так, в «Справочной книжке» на 1860 г. подробно описан Троицкий кафедральный собор 86 1888 г. представлен городской план, составленный в 1869 г. В «Памятной 87 книжке» на 1861 г. К. Пилацким дано историко-статистическое обозрение Архангельска до середины XIX в. 8 8 «Описание Архангельской губернии в 1802 году» . В ней имеется краткое 89 описание Архангельска с количеством жителей и строений на конец XVII - начало XVIII в. Значительная историческая информация о строительстве храмов и монастырей имеется в «Кратком историческом описании приходов и церквей Д. Зелениным опубликована рукопись , а в книжке на
Стр.14
Архангельской епархии» (Архангельск, 1895. Вып. 1) и «Кратком описании монастырей Архангельской епархии» (Архангельск, 1902). Сведения о некоторых городских усадьбах содержатся в труде А. Приклонского «Пертоминский архив» . 90 Отдельные документы Петровской эпохи, касающиеся архитектуры и мер по укреплению обороноспособности города, опубликованы в книге «Тревожные годы Архангельска 1700—1721» 91 . Для нашей темы ценны планы города, карты, проекты отдельных зданий, изображения Архангельска на иконах и гравюрах. Наиболее раннее из известных изображений Архангельска относится к первой четверти XVII в. и помещено на карте Л.Я. Вагенара (1592) 92 93 моря в труде А. Олеария . Важны для изучения архитектурной истории города второй половины XVII в. изображения Гостиных дворов, крепости и Михайло-Архангельского монастыря, а также первого городского соборного комплекса на чертеже 1694 года 94 95 . Виды Архангельска есть в сочинениях К. фан Кленка (1675) и К. де Бруина . Большую ценность представляют 96 гравюры последнего, на которых представлены Архангельск и Соломбала. Фасад города в середине - второй половине XVIII в. изображен на панорамной голландской гравюре . Она подробно фиксирует застройку в так 97 называемый барочный период. Икона 1741 г. позволяет представить облик Архангельска до регулярной планировки XVIII в., во многом сохранивший черты, присущие городу XVII в. 9 8 Одним из самых содержательных источников, показывающих регулярный город, его объемно-пространственную структуру конца XVIII в., является «Атлас Архангельской губернии 1797 года» 99 . Заключенные в нем уникальные акварельные панорамы зафиксировали классицистический город, фасадные же решения и планы домов отражают важные особенности архитектурной истории Архангельска, отсутствующие в письменных источниках. «Атлас» позволяет детально охарактеризовать не только архитектурные комплексы - торговый центр, Гостиные дворы, архиерейский дом, но и понять характер всей городской застройки. Архангельск начала XIX в. представлен на фотоснимках со стенописи уже давно не существующей Михайло-Архангельской церкви 100 . Планы и чертежи архангельских построек конца XIX - начала XX в. хранятся в основном в Государственном архиве Архангельской области. Город этого времени уже зафиксирован на многочисленных фотографиях, хранящихся не только в областном архиве, но и в собраниях Архангельского областного краеведческого музея и научно-исследовательском музее архитектуры имени A.B. Щусева. Планировочную структуру города раскрывают исторические планы. О ранней торговой части Архангельска можем судить по фрагментарному плану конца XVII в. 10 1 102 . Ценным матеПроектный чертеж 1728 г. помогает проследить древнюю подоснову крепости вдоль берега, уточнить план деревянных башен и выявить место постройки губернаторского дома и на карте побережья Белого
Стр.15
риалом для уяснения структуры города являются многочисленные планы, фиксирующие границы города, застройку всех слобод, трассировку старых улиц. Регулярные планы 1784 и 1786 гг. явились основой для генерального плана, утвержденного Екатериной I I в 1794 г. 103 Он раскрывает период регулирования планировочной структуры города, его жилой застройки, приведения ее к единому классицистическому замыслу с учетом дорегулярной («живописной») структуры. В XIX в. Архангельск строился по генплану 1794 г., но для корректировки строительства составлялись квартальные книги. Одна из них (1828 г.) содержит важные указания, в каких кварталах, на каких участках, по каким фасадам строить дома 104 генеральный план, утвержденный в 1854 г. . После пожаров 1847 и 1851 гг. был составлен новый По нему завершалось регулиро105 вание застройки города, предусмотренное первым генпланом. Для дальнейшего регулирования в 1865 г. была произведена детальная съемка города, на основе которой инженер А. Василевский заново составил квартальные планы Первой и Второй частей Архангельска 106 . Эти выполненные от руки планы представляют город с выпрямленными улицами и прямоугольной системой растущих вглубь кварталов. Ценным источником является и составленная в 1897 г. В. Усковым (опубликованная им же в 1902 г.) квартальная книга, фиксирующая городскую застройку не только центра, но и Соломбалы, и Загородного квартала 107 . Издание помимо поквартальных планов содержит краткие исторические сведения о главных городских сооружениях и храмах. Таким образом, представленные источники позволяют воссоздать достоверную архитектурную историю Архангельска. Целью настоящей работы является изучение зодчества города от основания в конце XVI в. по первые десятилетия XX в. Предметом исследования становится взаимодействие традиционного, светского и церковного зодчества, созданного коллективно, существующего в органическом взаимодействии человека с природой, единении религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Задача исследования - анализ архитектуры «живописного» и «регулярного» города с учетом общих закономерностей развития русской строительной культуры и выявление особенной местной архитектурной традиции. Это обусловило необходимость использования теоретических положений, изложенных в трудах Ю.М. Лотмана М.С. Кагана 108 11 0 , Д.С. Лихачева , 109 и др. Важными для нашей темы стали и работы, в которых архитектурное наследие рассматривается в русле идеи синтеза искусств (Н.Ф. Федоров Л. Лебедев ). 111 115 , П.А. Флоренский , E.H. Трубецкой , Л.А. Успенский 112 113 * * * В приложении представлен биографический словарь, посвященный зодчим Архангельска. Мы убедились в том, что современные исследователи интересовались главным образом историей города, попутно затрагивая вопросы его строительства и архитектуры, а что касается архитекторов, 11 4 и
Стр.16
Samojeedse siede met hare rendieren (Самоедские сани с оленями). Bruin С. de Reizen over Moskovie, door Persie en Indie... Amsterdam, 1711. S. 9 строителей, инженеров, то об их творчестве в литературе до сего времени говорилось мало. Хотя яркие памятники архитектуры конца XVI - XVII в. свидетельствуют о наличии местных опытных мастеров, построивших уникальную деревянную Архангелогородскую крепость и многие храмы, которые восхищали всех своим величием и монументальностью, в традициях старого русского замысла. Мы не знаем имен зодчих того времени. Изучая строительное творчество, можно заключить, что человеческое сознание мастеров не видело принципиальных различий между искусством, ремеслом и знанием. Искусство зодчих, чтобы они ни строили, «есть творческая привычка, следующая истинному разуму» 116 , добавим - древней народной традиции. Из архитекторов XVII в. нам известны лишь Д.М. Старцев, которого все называют «подмастерьем каменных дел», и М. Лохоцкий. В начале XX в. в литературе появляется имя CA. Пеца, вскользь упоминается A.A. Каретников. Многие имена называются О.В. Овсянниковым. Затем в газете «Правда Севера» появляется статья «Три архитектора» К.П. Гемп, коротко представившей столичных мастеров - Д.М. Старцева, М.Ф. Казакова, А.Д. Захарова. Но в названных работах материалы даются лишь попутно, притом речь идет больше о столичных мастерах и совсем мало содержится информации о местных архитекторах. Данная монография - это первая работа, суммирующая неизвестные сведения, разбросанные в разных архивных делах, как о личности отдельных зодчих, так и об их творческой деятельности. В книге представлены никому не известные, нигде не опубликованные документы, чертежи и рисунки, которые хранятся в центральных и областном архивах, художественных и краеведческих музеях. Приступив к работе, мы оказались в некотором затруднении в отношении круга зодчих и границ намечавшейся работы. Во-первых, в пределах какого хронологического отрезка изучать работы архангельских зодчих? В литературе грвпритсялишь о московском зодчем Д.М. Старцеве и об арСАФУ имени М.В. Ломоносова Библиотека гуманитарной и естественнонаучной литературы
Стр.17
хитекторах, связанных со стилем классицизм. Однако в ходе изучения нам удалось расширить хронологические рамки исследования, собрать и обработать материалы начиная с XVII в., когда упоминаются первые местные зодчие. Во-вторых, останавливаться ли только на местных мастерах или включить в исследование и творчество архитекторов, прибывших в Архангельск возводить то или иное сооружение? Мы и здесь расширили круг изучения, затронув творчество иногородних представителей, работавших в городе. С 1765 г. в России проводились картографические и описательные работы, связанные с Генеральным межеванием земель. Для этого в каждой губернии были введены должности губернского землемера, открыты чертежные при губернских правлениях. На землемеров было возложено размежевание дач, составление карт. Приходилось им составлять топографические описания. Топографическое и историческое описание Архангельской губернии создано в 1797 г. в форме атласа губернии, в котором имеются планы городов и детальные экономико-географические описания, он хранится в Российском государственном историческом архиве. Поэтому имена землемеров присутствуют в нашем издании не случайно. Биографический словарь, содержащий сведения обо всех зодчих, работавших в Архангельске в течение рассматриваемого периода, может в дальнейшем быть расширен и стать сводом, полезным для изучения как творчества зодчих города, так и истории архангельской архитектуры и северорусской архитектуры вообще. В конце книги приведен список памятников, словарь терминов, помогающий читателю сориентироваться в архитектурной и другой терминологии, без которой довольно трудно дать описание сооружений.
Стр.18
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 7777777777". Введение Зодчество конца XVI-XVII в Без крепости не было бы города, без города - крепости Православные храмы в системе города Храмы западноевропейских конфессий Светская архитектура Архангельска. Гостиные дворы Архитектура XVIII в Новодвинская крепость как памятник градостроительного искусства Архангельское барокко Архангельск эпохи классицизма Градостроительная история Архангельска в конце XVIII в Зодчество Архангельска XIX - начала XX в Классицистический Архангельск Архангельск в период эклектики Архангельский модерн Архитектура малых форм и благоустройство Архангельска Заключение Примечания Источники и литература Список иллюстраций Принятые сокращения Приложения Биографический словарь архангельских зодчих Словарь терминов Указатели Указатель имен 19 20 , .34 47 50 61 63 72 88 107 117 118 149 214 243 254 257 276 286 294 295 295 333 339 339 • • »ll^^^^^^^^^^^^l
Стр.359