Статья посвящена 50-летию начала массового производства на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) известного трактора ДТ-75. <...> 30 декабря — примечательная дата в истории отечественного тракторостроения. <...> 50 лет назад, в 1963 г., в этот день на ВгТЗ было запущено массовое конвейерное производство знаменитого трактора ДТ-75 (рис. <...> Гусеничный с.-х. трактор тягового класса 3 общего назначения ДТ-75 пришел на смену не менее знаменитому ДТ-54, точнее уже ДТ-54А. <...> В конструкцию трактора ДТ-75 по сравнению с предшественником было заложено много новшеств, направленных на повышение производительности, долговечности и экономичности, улучшение условий труда тракториста и других потребительских качеств. <...> К основным новшествам следует отнести: — дизель СМД-14, на 39 % более мощный, более скоростной и экономичный, меньшей массы, с двухкаскадным пуском; — расширенный диапазон скоростей; — более совершенную трансмиссию с двухдисковой муфтой сцепления, семиступенчатой коробкой передач, главной передачей и планетарным механизмом поворота в едином жестком корпусе, включаемым на ходу увеличителем крутящего момента (УКМ) и конечными передачами модульной конструкции; — прочную и долговечную сварную раму; — уменьшенную до 1330 мм колею, позволяющую лучше агрегатироваться с энергоемкими орудиями малого захвата, вписывающуюся в основные междурядья пропашных культур (шириной 45, 60, 70 и 90 см); — усовершенствованную ходовую систему со стальными балансирами и смазываемой цапфой подвески, усиленными амортизационно-натяжными устройствами и одноободными направляющими колесами; — более комфортабельную кабину автомобильного типа, оборудованную вентилятором, отопителем (использовался теплый воздух от радиатора) и стеклоочистителем. <...> 1 В 2006—2010 гг. — главный конструктор ВгТЗ, директор Волгоградского ф-ла "ГСКБ по гусеничным и колесным машинам". <...> Отметим, что: — до начала массовой сборки было выпущено несколько опытно-промышленных партий <...>