Библиография „НЕКРОПОЛЬ" - ГОРОД живых „Я очень сошелся с Ходасевичем, поэтический гений которого еще не понят по-настоящему. <...> Презирая славу и со страшной силой обрушиваясь на продажность, пошлость и подлость, он нажил себе немало влиятельных врагов". <...> В этой книге, в числе прочих, собраны воспоминания о Брюсове, Андрее Белом, Гумилеве и Блоке, Гершензоне, Сологубе, Есенине и Горьком. <...> Принцип отображения указан в кратком предуведомлении самим автором: мемуары основаны лишь на том, чему он „сам был свидетелем, на прямых показаниях действующих лиц и на печатных и письменных документах", и внимательное чтение подтверждает высокую степень правдивости и осведомленности Ходасевича в том, о чем он повествует с таким редким для мемуариста тактом, психологизмом, искренностью, пластической простотой и подлинной занимательностью. <...> Своеобразным входом в „Некрополь" (по-гречески „Город мертвых") служит биографический очерк „Конец Ренаты", тематически связанный с последующими очерками о Брюсове и Андрее Белом, ибо трагическая судьба „Ренаты" - малоизвестной писательницы начала века Нины Петровской - в какой-то момент тесно переплелась с их судьбами и с историей русского символизма. <...> Ходасевич именует Петровскую Ренатой, поскольку она послужила прообразом героини брюсовского „Огненного ангела" (ей же и посвящен роман). <...> По словам Ходасевича, в этом историко-оккультном произведении Брюсов изобразил „с известной условностью" ее сложные личВ. <...> Но ей суждено было умереть от нищеты и болезни в парижской эмиграции в 1927 году. <...> Портрет этой глубоко несчастной изломанной женщины, словно сошедшей с подмосток символического театра, нарисован Ходасевичем с удивительным художественным мастерством и бросает отсвет на портреты Брюсова и Белого, помогая лучше понять их творческую и человеческую индивидуальность. <...> Прослушав в 1924 году в Сорренто написанные жившим с ним тогда под одною кровлей Ходасевичем воспоминания <...>