Очерки современности Альберт ОПУЛЬСКИЙ Памятник Гоголю Я уже упоминал* о Николае Николаевиче Беспалове, бывшем в свое время заместителем Председателя Совета Министров РСФСР и Председателем Комитета по делам искусств СССР, а к моменту нашего знакомства изгнанном сверху и назначенном за какие-то провинности директором Музея Льва Толстого. <...> Н.Н.Беспалов любил рассказывать истории, которые с ним случались (а может быть, ему только казалось, что они с ним случались?) в годы его пребывания в „высоких сферах". <...> Среди рассказов о качестве „ковровых дорожек", по которым он „ходил в Совмине", и о „полетах в спецсамолетах" встречались также истории то интересные, то „поучительные". <...> Одной из таких историй был рассказ о сооружении нового памятника Гоголю в Москве. <...> Начал Беспалов свой рассказ с низвержения старого памятника писателю, ставшего — за полувековое свое пребывание на Суворовском бульваре — уже неотъемлемой частью старой Москвы. <...> По словам Н.Н.Беспалова, этот на редкость выразительный по силуэту и по композиционной свободе памятник работы скульптора Николая Андреева неожиданно был замечен Сталиным в один из его лихих проездов по Арбатской площади; и тот высказал недоумение, почему * См. <...> 313 „великий русский сатирик" не стоит, чтобы скорее прозреть счастливое будущее своей родины, а сидит согнувшись, точно „баба, вяжущая чулок". <...> (Покойник не только „знал толк в языкознании", как свидетельствует популярная песня, но и любил образный язык, в особенности при соприкосновении с искусством. <...> Случай с гоголевским монументом — не единственный: например, свой приказ разрушить в 1931 г. памятник Отечественной войне 1812 г. - храм Христа Спасителя — он счел нужным обосновать заявлением, что ему „надоело смотреть на этот самовар". <...> Сталин понял, что и в деле установления памятника Гоголю надеяться он может только на себя. <...> Но, как назло, кроме учебной короткометражки, излагавшей „жизнь и творчество великого писателя <...>