ФЕДОТОВ Эта книга, несомненно, одна из лучших и наиболее актуальных, изданных чеховским издательством. <...> С грустью и с любовью я вспоминаю ее покойного автора, который вместе со мною много лет читал лекции в Русской Духовной Академии в Париже. <...> Вспоминаю также наши религиозно-философские собрания по вечерам у Федотова и Фондаминского, в которых принимал участие и Бердяев. <...> Высказывания Федотова и Бердяева были мне особенно интересны: оба исходили из идеи христианской свободы, но Бердяев говорил всегда „профетически", без доказательств, субъективно, он говорил о том, какой он хочет видеть Россию и весь мир; Федотов, напротив, говорил как историк и философ истории, стараясь понять объективную реальность, говорил о том, какой в истории хотела быть, сейчас хочет быть и в будущем может быть сама Россия. <...> Он обладает редким талантом историка и писателя. <...> Его изображения культур, эпох и отдельных личностей блестящи. <...> Кто желает понять Россию и характер русского человека, должен скорее обратиться к Федотову, чем к Бердяеву. <...> Она исходит из того положения, что личность как индивидуальная, так и народная, состоит из противоположных портретов: 1) это интеллигент идейный и беспочвенный, человек Достоевского (с. <...> 71); 2) это мало идейный, но деловитый, почвенный, связанный с землей, крепкий человек, „Хорь" - у Тургенева, „Каратаев" - у Толстого. <...> Таким был Иван Калита - собиратель Московского царства. <...> Но если он создавал Московское царство, то беспочвенный интеллигент его разрушал. <...> Изумительно сделанный портрет русского революционного интеллигента совершенно совпадает с автопортретом Бердяева, который он дает в своем „Самопознании", но вместе с тем он является в значительной степени портретом самого ФедотоГ. <...> Все революционные и социалистические предрассудки интеллигенции исчезли из его социальной философии, он понимает даже, что слово и понятие „социализм" сейчас ничего не означает. <...> Оно не способно „определить смысл <...>