Борис ПАРАМОНОВ ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИЛИ КРИЗИС КУЛЬТУРЫ? <...> Я не стану реферировать книгу И. Р. Шафаревича \ перелагать ее своими словами. <...> Прежде всего, мне кажется, что неспециалисту трудно говорить о таких специфических явлениях, как, к примеру, характер социального строя в Древнем Египте или определяющий прафеномен китайской древней культуры. <...> То, что сам И. Р. Шафаревич взялся за обсуждение таких тем, может сделать его книгу легкой мишенью для критиков-специалистов, а такая критика способна набросить нежелательную тень на самое идею его книги — идею, представляющуюся мне громадным достижением, необходимым шагом на пути самосознания современной культуры. <...> Социализм представляется И. Р. Шафаревичу социальной реализацией присущего человеку — и, очевидно, человечеству — инстинкта смерти, суицидным влечением, т . е. феноменом не столько идеологическим, сколько психологическим, или, точнее, социально-психологическим. <...> Такой его характер выводит социализм за пределы истории, делая его в т о же время * И. Р. Шафаревич. <...> 253 чуть ли не биологической константой человеческого бытия. <...> Это свое убеждение автор пытается обосновать иллюстрациями из мировой истории: получается, что социализм как государственная практика существовал раньше, чем идеология и теоретическая программа, т . е., попросту, он есть, в соответствии с вышесказанным о его вневременном смысле, характеристика бытийная, одно из фундаментальнейших условий человеческого существования. <...> Ясперсом «осевым историческим временем», был попыткой преодолеть этот первоначальный инстинкт; но очень скоро, по историческим масштабам, наступила реакция — стремление вернуться к исходному состоянию; сейчас мы, в нашу эпоху повсеместной социалистической ориентации, — в центре этой реакции. <...> Путь уничтожения бытия — эт о путь его тоорганизации: тальной централизация, социализация, — путь, приводящий к угашению индивидуальности, к созданию анонимного общества <...>