Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Политика России в Арктике: как избежать новой холодной войны (220,00 руб.)

0   0
Первый авторХейниннен Ласси
АвторыСергунин Александр , Яровой Глеб
Издательство[Б.и.]
Страниц118
ID346497
АннотацияДоклад подготовлен в рамках Программы исследовательских грантов Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Хейниннен, Л. Политика России в Арктике: как избежать новой холодной войны / А. Сергунин, Г. Яровой; Л. Хейниннен .— : [Б.и.], 2014 .— 118 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/346497 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

valdaiclub.com ПОЛИТИКА РОССИИ В АРКТИКЕ: КАК ИЗБЕЖАТЬ НОВОЙ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ Доклад грантополучателей Международного дискуссионного клуба «Валдай» Москва, сентябрь 2014 Доклад подготовлен в рамках Программы исследовательских грантов Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай». <...> ISBN 978-5-906757-04-3 Введение Анализ текущей ситуации Интересы России в Арктике Российские доктрины в отношении Арктики 3 Россия и территориальные споры в Арктике Спор между Россией и США о разграничении морских пространств в Беринговом море 9 10 Конфликт между Россией и Норвегией в Баренцевом море 18 Притязания России на арктический континентальный шельф Северный морской путь Научная оценка проблем российской Арктики Отношения России с основными игроками Россия – США Россия – Канада Россия – Норвегия Россия – Дания Отношения России со странами Восточной Азии Россия и НАТО в Арктике Россия, ЕС и Арктика Изменение климата и экологические проблемы Энергетическая политика России в Арктике 24 Военная политика России в Арктике 25 25 32 41 43 Политика России в отношении коренных народов Арктики 55 55 61 72 74 81 85 89 95 Выводы и сценарии на будущее 46 49 52 Библиография 99 106 Политика России в Арктике: как избежать новой холодной войны ВВЕДЕНИЕ 0. <...> Некоторые придерживаются мнения, что цели России в сфере международного сотрудничества в Арктике сопоставимы с целями других арктических государств (см., например, Heininen 2011). <...> Эта группа экспертов подчеркивает тот факт, что приоритетом Москвы является развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), которая богата природными ресурсами, но недостаточно развита экономически, не имеет современной инфраструктуры, системы коммуникаций, социальных институтов и культурной составляющей. <...> Более того, они считают, что российское правительство занимает недостаточно жесткую позицию и идет на ненужные уступки в отношениях с другими международными игроками (например, Российско-норвежский <...>
Политика_России_в_Арктике_как_избежать_новой_холодной_войны.pdf
valdaiclub.com ПОЛИТИКА РОССИИ В АРКТИКЕ: КАК ИЗБЕЖАТЬ НОВОЙ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ Доклад грантополучателей Международного дискуссионного клуба «Валдай» Москва, сентябрь 2014
Стр.1
Доклад подготовлен в рамках Программы исследовательских грантов Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай». Авторы: Ласси Хейнинен, профессор (арктические исследования), Факультет общественных наук, Лапландский университет Александр Сергунин, доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений, Факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет Глеб Яровой, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и международных отношений, Факультет политических и социальных наук, Петрозаводский государственный университет Высказанные в докладе мнения отражают исключительно личные взгляды и исследовательские позиции авторов и не обязательно совпадают с точкой зрения Международного дискуссионного клуба «Валдай». ISBN 978-5-906757-04-3
Стр.2
Введение Анализ текущей ситуации Интересы России в Арктике Российские доктрины в отношении Арктики 3 Россия и территориальные споры в Арктике Спор между Россией и США о разграничении морских пространств в Беринговом море 9 10 Конфликт между Россией и Норвегией в Баренцевом море 18 Притязания России на арктический континентальный шельф Северный морской путь Научная оценка проблем российской Арктики Отношения России с основными игроками Россия – США Россия – Канада Россия – Норвегия Россия – Дания Отношения России со странами Восточной Азии Россия и НАТО в Арктике Россия, ЕС и Арктика Изменение климата и экологические проблемы Энергетическая политика России в Арктике 24 Военная политика России в Арктике 25 25 32 41 43 Политика России в отношении коренных народов Арктики 55 55 61 72 74 81 85 89 95 Выводы и сценарии на будущее 46 49 52 Библиография 99 106
Стр.3
Стр.4
Политика России в Арктике: как избежать новой холодной войны ВВЕДЕНИЕ 0. 3
Стр.5
Российская политика в Арктике вызывает ожесточенные споры. В дискуссию вовлечены как СМИ, так и экспертное сообщество. Российский титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана, водруженный на Северном полюсе в августе 2007 года, возобновление полетов стратегических бомбардировщиков, патрулирующих районы Крайнего Севера, и публикация Россией в 2008 году своей арктической стратегии, обеспокоила некоторых западных экспертов, которые считают политику России в этом регионе агрессивной и экспансионистской, «дипломатией канонерок» (Kraska 2009, 1117; Schepp and Traufetter 2009; Willett 2009: 53). Нынешняя политика России в Арктике, однако, в отличие от времен холодной войны, когда позицию СССР определяли идеологические и геополитические факторы, обусловлена прагматическими интересами, включая контроль над природными ресурсами и северными морскими путями. С другой стороны, ряд авторов (в основном российских) оценивают намерения России относительно Арктики в положительном ключе как «открытые» и «ориентированные на развитие за счет внутренних факторов», а стратегию как «исключительно оборонную» и нацеленную на «защиту своих законных интересов» (Alexandrov 2009; Белов 2012; Диев 2009; Григорьев 2010; Ненашев 2010; Oreshenkov 2009). Некоторые придерживаются мнения, что цели России в сфере международного сотрудничества в Арктике сопоставимы с целями других арктических государств (см., например, Heininen 2011). Эта группа экспертов подчеркивает тот факт, что приоритетом Москвы является развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), которая богата природными ресурсами, но недостаточно развита экономически, не имеет современной инфраструктуры, системы коммуникаций, социальных институтов и культурной составляющей. Согласно этой группе экспертов, Москва не преследует ревизионистскую политику в Арктике, но напротив, стремится урегулировать разногласия мирным путем на основе международного права в рамках международных организаций. Есть также активная, но немногочисленная группа российских «анти-западников», которые не боятся называть внешнюю политику России «ревизионистской, экспансионистской и империалистической» (не только в Арктике, но и в других регионах) (Дугин 1991, 1993 и 2002; Инджиев 2010). Они утверждают, что арктическая 4
Стр.6
Политика России в Арктике: как избежать новой холодной войны политика Москвы должна быть активной и наступательной, чтобы предотвратить «посягательства» западных соседей на «российскую Арктику» и разрушить антироссийские заговоры. Более того, они считают, что российское правительство занимает недостаточно жесткую позицию и идет на ненужные уступки в отношениях с другими международными игроками (например, Российско-норвежский договор о разграничении морских пространств 2010 года или предоставление неарктическим государствам статуса постоянного наблюдателя в Арктическом совете). В основе развернувшейся дискуссии лежат две четкие геополитические концепции. Одна из них основывается на важности сохранения стабильности и мира, достигнутых в регионе после окончания холодной войны, что стало возможно благодаря международному сотрудничеству между арктическими государствами, включая Россию. Согласно другой, «реалистической» концепции, речь идет о борьбе за природные ресурсы, которая чревата региональными конфликтами. В основе конфликтов лежат угроза государственному суверенитету в связи с последствиями изменения климата, растущая заинтересованность государств, не имеющих арктической территории, в доступе к ресурсам Арктики, а также защита национальных интересов (безопасность и экономика) (Heininen, готовится к публикации 1). По мнению некоторых западных (и восточно-азиатских) аналитиков, Россия, защищая свои интересы в Арктике, в силу своей экономической слабости и технологического отставания будет полагаться на инструменты принуждения и военное воздействие, что приведет к гонке вооружений, повторной милитаризации региона и военным конфликтам (Borgerson 2008; Huebert 2010; Huebert et al. 2012; Macalister 2010; Smith and Giles 2007). Есть и более сбалансированные и инновационные концепции. Авторы одной из них утверждают, что значение Арктики в мировой политике в условиях глобализации возрастает, что требует осмысления этой проблемы на уровне, выходящем за рамки традиционных представлений Коллектив дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-39» 5
Стр.7
Летнее солнце над Арктикой приводит к таянию льдов 6
Стр.8