Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

0   0
АвторыМедведева Елена Николаевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц82
ID346249
АннотацияЦель диссертационной работы – изучить особенности и роль учреждений дополнительного образования в системе социализации личности и построить модель социально-педагогического сопровождения этой досуговой деятельности детей.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / Е.Н. Медведева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 82 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346249 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности Медведева Елена Николаевна МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ2-5-91 Направление подготовки/ специальность: 37.04.02 Конфликтология Направленность (профиль): Прикладная конфликтология Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой Гречман Людмила Николаевна (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО) ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой____________________________________________________________ (наименование выпускающей кафедры) кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО) ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 Оглавление ВВЕДЕНИЕ . <...> ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . <...> 27 2.1 Дополнительное образование как пространство для социализации детей . <...> ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ . <...> Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социальноисторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом. <...> Процесс социализации в таких условиях становится все труднее. <...> Согласно мнению современных российских ученых, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате <...>
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ_КОНФЛИКТЫ_КАК_ПРОБЛЕМА_СОЦИАЛИЗАЦИИ_ДЕТЕЙ_В_УЧРЕЖДЕНИЯХ_ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО_ОБРАЗОВАНИЯ.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности Медведева Елена Николаевна МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ2-5-91 Направление подготовки/ специальность: 37.04.02 Конфликтология Направленность (профиль): Прикладная конфликтология Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой Гречман Людмила Николаевна (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО) ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой____________________________________________________________ (наименование выпускающей кафедры) кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО) ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
Оглавление ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3 Глава 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ......................... 8 1.1 Понятие социализации в классической и современной литературе ......... 8 1.2. Основные научно-теоретические подходы к исследованию процесса социализации ...................................................................................................... 14 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................... 27 2.1 Дополнительное образование как пространство для социализации детей .............................................................................................................................. 27 2.2. Факторы и условия эффективности социализации детей в учреждениях дополнительного образования .......................................................................... 42 Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................... 52 3.1 Общая характеристика методов психологического исследования ......... 52 3.2 Описание и анализ полученных результатов ............................................ 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 76 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 78
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки определенную ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социальноисторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы. Но в то же время в условиях постоянного информационного прогресса, детям все сложнее получить навыки, необходимые для жизни. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, которые должны облегчать и упрощать повседневное общение (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т. д.). Однако, все больше и детей и молодежи заменяют реальные диалоги, игры и занятия и даже друзей на виртуальные, проводя все свободное время в интернете. Процесс социализации в таких условиях становится все труднее.
Стр.3
Согласно мнению современных российских ученых, «социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения». Мы будем рассматривать социализацию, как процесс, посредством которого ребенок усваивает основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, социальных норм и ценностей, благодаря которым человек становится субъектом общественной жизни. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Детский сад и школа являются одними из основных институтов социализации личности ребенка, но мы обратим внимание на совершенствование деятельности учреждений дополнительного образования (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребенка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни и также помощи при конфликтных ситуациях. Осмыслению сущности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствуют исследования А.Г. Асмоловой, В.А. Березиной, В.А. Боговаровой, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, Л.Г. Логиновой, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, М.Н. Поволяевой, С.Т. Шацкого и др. [24,29,30] Исследования социально-педагогического потенциала учреждений дополнительного образования как социально-педагогическое явление, опирались на совокупность исследований, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования (А.К. Бруднов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, А.В. Золотарева, С.В. Сальцева, А.И. Щетинская, А.Б. Фомина).
Стр.4
Актуальность темы. На современном этапе своего развития общество столкнулось со множеством социальных проблем. Особую актуальность приобретает рост правонарушений, совершаемых подростками. По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних можно оценить как критическое. Поэтому одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. В России создана достаточно разветвленная сеть специализированных ведомств, учреждений и подразделений, работающих в разных направлениях, но, тем не менее, число таких детей не снижается, а неизменно растет. В связи с этим повысились требования к созданию условий для организации учебно-воспитательного процесса и культурного досуга детей, содержанию образования, профессиональному мастерству педагогов в учреждениях дополнительного образования. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, учреждения дополнительного образования детей социально востребовано и является объектом внимания и поддержки со стороны общества и государства. Цель диссертационной работы – изучить особенности и роль УДО в системе социализации личности и построить модель социальнопедагогического сопровождения этой досуговой деятельности детей. Объектом исследования является процесс организации работы с детьми в условиях учреждения дополнительного образования. Предмет: социализация детей в учреждениях дополнительного образования. Задачи, которые нам нужно решить: 1. Дать определение понятию «социализация личности»;
Стр.5
2. Проанализировать социализацию ребенка через участие в учреждениях дополнительного образования; 3. Провести исследование среди подростков. Методы исследования, применяемые нами: теоретический анализ социально-педагогической психолого-педагогической, литературы, нормативных документов по проблеме исследования, обобщение и систематизация полученных результатов. Степень разработанности проблемы исследования. Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение ее с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги. Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребенка были освещены в свое время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др. Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды: семьи, УДО и др. на развитие личности ребенка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др. В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Таким образом, философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов,
Стр.6
благодаря которым индивид воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества. В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия УДО и семьи. Работа может представлять интерес для специалистов, занимающихся организацией социально-педагогического сопровождения деятельности в отдельно взятом учреждении, а также для оказания помощи педагогам, родителям, социальным работникам в организации свободного времени детей и молодежи.
Стр.7
Глава 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ 1.1 Понятие социализации в классической и современной литературе Современную социальную ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: удлинение периода детства, увеличение разрыва между поколениями, ускорение динамики институтов социализации. Эти изменения связаны с общим усложнением жизни, изменением предметной усложнением процесса социальных изменений. Меняются формы социального взаимодействия. Эти перемены определяют не только необходимость более длительного периода детства, но и выступают причиной увеличивающегося разрыва между поколениями. Скорость изменений жизни обесценивает большую часть социального опыта человека чрезвычайно быстро. Меняется ценностная структура этого опыта. Информация сама по себе перестает иметь решающее значение. Большую ценность начинают приобретать способы ее получения, готовность к изменениям, учет ситуаций высокой степени неопределенности [9]. В каждой науке есть понятия, которые имеют достаточно широкое общепринятое значение и часто критикуются за многозначность и расплывчатость. К таким понятиям явно можно отнести термин «социализация». С одной стороны, вопрос о процессе вхождения человека в социум, об организации, формировании его отношений с окружающей социальной средой всегда стоит в центре внимания почти всех гуманитарных дисциплин. С другой стороны, сам процесс так сложен, что трактуется поразному. Для того, что бы понять, сущность процесса социализации, необходимо выделить подходы в понимании этого процесса. Существует несколько подходов к выделению содержания социализации. В отечественной социальной литературе содержание социализации определяется либо через анализ различных сфер, в которых происходит становление личности, либо посредством выделения разных аспектов социализации.
Стр.8
Согласно первому подходу, существует три взаимосвязанных направления социализации: развитие субъекта деятельности, расширение и углубление общения, формирование идентичности [1; 268]. Реализация первого направления связана с формированием личностных смыслов в новых видах деятельности, выстраиванием иерархии деятельностей позволяющей человеку сосредоточиться на наиболее важном для него деле, а также с освоением новых ролей. Вторая ступень - в процессе социализации происходит постепенное усовершенствование общения, связанное с формированием все большего количества социальных связей и улучшением качества общения (учет потребностей и желаний партнера по общению, его индивидуальности). Третье направление социализации связано со становлением идентичности. С точки зрения Э. Эриксона, сущность процесса социализации, происходящего в русле не только индивидуальной, но и общественной культуры» состоит в достижении единства социальной и личностной идентичностей. Этот процесс охватывает одновременно дифференциацию и интеграцию различных взаимосвязанных элементов (идентификаций). При этом дифференциация становится все более содержательной по мере того, как расширяется круг значимых для индивида лиц, а идентификации образуют универсальную для каждого человека структуру – идентичность [70]. Второй подход основан на выделении различных аспектов социализации [9; 33]. В содержании социализации может подчеркиваться процесс присвоения культуры, и тогда предметом изучения в рамках данного подхода станут средства, методы и специфические способы присвоения детьми культуры своего народа; взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества; изучение влияния культуры на формирование социального поведения, Я-концепции, персональных ценностей.
Стр.9
Внимание исследователей может быть направлено и на анализ возможных результатов социализации, при котором процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как социальная адаптация, а нарушение его — как дезадаптация. В данном случае социализация рассматривается как адаптация, результатом которой становится обеспечение нормативного функционирования, достижение социальной успешности. Также, основным содержанием процесса социализации могут рассматриваться механизмы трансляции социального опыта. В этом случае, мы имеем дело с трактовкой социализации как интернализации. В современной психологии наметилась тенденция перехода от адаптационной парадигмы исследования социализации, в рамках которой изучался преимущественно пассивный процесс усвоения человеком транслируемых ему обществом норм и ценностей, к пониманию социализации как процесса активного взаимодействия человека с социальной средой, в результате которой конструируется образ реальности и человека в ней [9; 35]. Таким образом, социализация представляется как сложный многогранный процесс вхождения человека в социум, связанный с усвоением им социальных влияний, приобщением к системе социальных связей. Это совокупность процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему эффективно функционировать в качестве члена общества. Общество в процессе социального научения транслирует образцы поведения, из которых человек выбирает для себя наиболее подходящие, адекватные как для социальной ситуации, так и для его индивидуальных особенностей, потребностей и установок. В этом процессе формируется идентичность, образ-Я, рождается личность, обладающая устойчивой и осознанной системой ценностей и мотивов поведения, В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:
Стр.10