Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Организация социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

0   0
АвторыБогданова Алена Игоревна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц89
ID346243
АннотацияЦель представленной магистерской диссертации - теоретически обосновать, разработать и частично апробировать совокупность организационных условий социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска.
Организация социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей / А.И. Богданова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 89 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346243 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Богданова Алена Игоревна Организация социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Управление образовательными системами Научный руководитель: Шумовская Альфия Гамировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. <...> Теоретические основания социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. <...> Сущность и содержание социально-педагогической реабилитации детейсирот как основного понятия исследования. <...> Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот как объект управленческого воздействия. <...> Создание условий эффективной социально-педагогической реабилитации в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска. <...> Исследование условий социально-педагогической реабилитации детейсирот в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска. <...> Программа социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска. <...> Апробация и результаты внедрения программы <...>
Организация_социально-педагогической_реабилитации_детей-сирот_в_условиях_Центра_помощи_детям,_оставшимся_без_попечения_родителей.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Богданова Алена Игоревна Организация социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Выпускная квалификационная работа студента группы: ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Управление образовательными системами Научный руководитель: Шумовская Альфия Гамировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение................................................................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основания социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.............................................................................................................................................12 1.1. Анализ проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей........12 1.2. Сущность и содержание социально-педагогической реабилитации детейсирот как основного понятия исследования.......................................................25 1.3. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот как объект управленческого воздействия...............................................................................38 Выводы по главе 1.................................................................................................46 Глава 2. Создание условий эффективной социально-педагогической реабилитации в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска...................................................................................................................50 2.1. Исследование условий социально-педагогической реабилитации детейсирот в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска.................................................................................................................50 2.2. Программа социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска.................................................................................................................60 2.3. Апробация и результаты внедрения программы социальнопедагогической реабилитации в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска..................................................................71 Выводы по главе 2.................................................................................................77 Заключение.............................................................................................................80 Библиографичекий список....................................................................................84
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Современное российское общество не является однородным, оно представлено различными социальными группами. Одну из таких групп составляют дети-сироты, которые требуют особого внимания. Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей этой категории, не последнее место занимает их социально-педагогическая реабилитация. Д. Соколов-Митрич в своей статье приводит следующие данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации: «ежегодно из детских домов России во взрослую жизнь выходят более 20 тысяч человек из них: 40% в первые же годы попадают в тюрьму, еще 40% становятся бездомными, 10% кончают жизнь самоубийством. И только оставшиеся 10% — «условно успешные», среди которых алкоголики, проститутки и просто безработные, весь «успех» которых лишь в том, что они не доставляют особых хлопот государству. По-настоящему же успешных - доли процента» [64]. Печальная статистика, подтверждающая неподготовленность выпускников организаций общественного воспитания к жизни в обществе. Иркутская область находится на одном из лидирующих мест среди регионов России по количеству детей-сирот. В распоряжении Губернатора Иркутской области «О Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области» приводится следующая статистика: «в начале 2011 года количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 26151 человек, в 2012 году – 25000 человек и на начало 2013 года – 20178 человек» [9]. Таким образом, проблема детей–сирот становится все более острой и актуальной, так как их количество не уменьшается, а постоянно растет. В современном обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Политический, экономический, духовный и социальный кризис в нашей стране способствовал росту количества семей с тем или иным уровнем неблагополучия. Значительное
Стр.3
4 снижение жизненного уровня населения породило такое явление, как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможностей его содержать. Кризисные явления в российском обществе способствовали росту наркомании, алкоголизма, преступности, данные процессы способствовали росту детского неблагополучия. Детское неблагополучие имеет достаточно широкий спектр причин. К существенным факторам следует отнести кризисные явления в семье: изменение её структуры и функций. Рост количества разводов и числа неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей. Этот факт в свою очередь способствует развитию подобных процессов и в детской семье. Снижение жизненного уровня граждан, ухудшение условий содержания детей, рост психоэмоциональных перегрузок у родителей непосредственно отражающийся на детях, распространения жесткого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Непосредственными причинами социального сиротства можно назвать следующие: низкая материальная обеспеченность семьи, добровольный отказ родителей от своего ребенка. безвестное отсутствие родителей, либо длительный отъезд, смерть родителей. Таким образом, утрата отношений с родителями, вызванная длительной разлукой или их потеря– это всегда острая психическая травма для ребенка. Психическая травма порождает внутренние конфликты, подвергает нервную систему человека испытаниям, которые оказывают разрушительное воздействие на состояние душевного и физического здоровья человека. Следствием распада института семьи в современной России, является , неуклонный рост детской безнадзорности и беспризорности, рост количества социальных сирот. Все это приводит к тому, что кризисные явления в социальной сфере продолжают углубляться и достигают опасной черты.
Стр.4
5 Дети, находящиеся без надзора стали пополнять ряды тех несовершеннолетних, кто употребляет наркотики и занимается различной криминальной деятельностью (проституцией, воровством, торговлей наркотиками). В связи с тем, что дети до 14 лет неподсудны, малолетние подростки активно вовлекаются криминальными элементами в свою деятельность. После изменения политической системы страны особенно проявилось обострение социальных проблем, которые, привлекли общественный интерес к детям данной категории. Рост различных социальных исследований раскрыл истинные потребности многих категорий детей, тем самым побудив государство к немедленным действиям для исправления сложившейся ситуации. Достаточно значимым признаком последних лет стало существенное увеличение размеров социального сиротства и появление его новых характеристик. Обнаружилось совершенно новое явление – так называемое «скрытое» сиротство, которое распространяется под влиянием устоев семьи, вследствие этого меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность большого количества детей и подростков. Одной из форм устройства таких детей является помещение их в центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Данная процедура является стрессовой для ребенка, поэтому в учреждении должны быть соблюдены условия социальной реабилитации детей для лучшей их социализации в обществе, коллективе, учреждении. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Проблема социально-педагогической реабилитации детей-сирот стала предметом исследований ученых.
Стр.5
6 Психолого-педагогическое развитие личности и основы ее формирования и даны в трудах В.В. Давыдова, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, И.А. Малашихиной, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Б.Г. Ананьева, В.Н. Гурова, , И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна А.В. Петровского. Вопросы становления и развития психологической и социальнопедагогической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах Т.Ф. Яркиной, А.И. Акуловой, В.Н. Гурова, Н.Е. Бекетовой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, Т.А. Васильковой,, М.П. Гурьяновой, Е.М. Рыбинского, П.А. Шептенко. Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др. Проблемами, методикой и опытом социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях занимаются такие ученые как В.И Иващенко, М.В. Фирсов, Л.В. Бадя. Вместе с тем проблема социально-педагогической реабилитации детейсирот требует дальнейшей проработки. В частности, недостаточно полно раскрыты вопросы содержательной, технологической составляющих данного процесса. Организация социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей заслуживает особого внимания как объект управленческого воздействия. Причинами послужил переход с 1 января 2015 года детских домов в ведение министерства социальной защиты, опеки и попечительства. В связи с переходом изменилась нормативно-правовая база организации деятельности центра помощи детям, так же изменения коснулись и функций учреждения. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей в настоящий момент оказывает воспитанникам социальные услуги, которые носят срочный характер и направлены на скорейшую реабилитацию ребенка, его
Стр.6
7 успешную социализацию и возвращение в кровную семью, либо устройство на опеку, в приемную семью или усыновление. Поэтому представляется совершенно необходимым разработать целостную систему социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организовать взаимодействие ее отдельных функциональных составляющих таким образом, чтобы успешная социализация детей-сирот состоялась. Проведенные исследования позволили выделить ряд противоречий: - между необходимостью организации деятельности по социальнопедагогической реабилитации детей-сирот и несостоятельностью тех форм реабилитации, которые доминируют в детских организациях социальной защиты; - между потребностью в создании системы социально-педагогической реабилитации детей-сирот условиях учреждения социальной защиты и отсутствием методологических и педагогических основ такой системы; - между потребностью в организации качественной социальнопедагогической реабилитации в условиях учреждения социальной защиты и отсутствием достаточной профессиональной подготовки педагогов и администраторов к осуществлению данного вида деятельности. С учетом актуальности и названных противоречий определена проблема исследования: как должна быть организована социальнопедагогическая реабилитация детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей? В рамках данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и частично апробировать совокупность организационных условий социальнопедагогической реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска.
Стр.7
8 Объект: процесс управления социально-педагогической реабилитацией. Предмет: организация социально-педагогической реабилитации детейсирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Гипотеза исследования: социально-педагогическая реабилитация детейсирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей будет успешной при: – разработке программы социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей; – эффективном научно-методическом обеспечении процесса социальнопедагогической реабилитации в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Задачи исследования: 1. Проанализировать проблему социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. 2. Обосновать сущность и содержание социально-педагогической реабилитации детей-сирот как основного понятия исследования. 3. Охарактеризовать социально-педагогическую реабилитацию детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей как объект управленческого воздействия. 4. Исследовать условия социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска. 5. Разработать и осуществить первичную апробацию программы социальнопедагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска.
Стр.8
9 6. Раскрыть результаты внедрения программы социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска. Методологической основой исследования являются идеи системного подхода к изучению управленческих и педагогических процессов; гуманизации и демократизации; общедиалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего, единства преемственности и поступательности,; Основой исследования являются следующие концепции и идеи: • теоретические положения о сущности целостного педагогического процесса (И.Я. Лернер В.В. Краевский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, , Г.И. Щукина ) • теоретико-методологические основы социального управления (А.М. Омаров, М.К. Бочаров, А.И. Пригожий, Э.Г. Юдин В.Г. Афанасьев,.) и менеджмента (Г. Эмерсон, А. Файоль, Ф.А. Тейлор); • социально-педагогические концепции взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (А.С.Макаренко, Б.З.Вульфов, С.Т.Шацкий A.В.Мудрик,); • теории управления воспитательной системой организации (Н.Л.Селиванова, Л.И.Новикова) • теории гуманистического воспитательного пространства и воспитательных систем (Л.И.Новикова, Р.А.Валеева, С.Д.Поляков, B.А.Караковский, Т.В.Цырлина, Н.Л.Селиванова); • теории деятельностного и личностно-ориентированного подхода к воспитанию (В.А.Сластенин, Ш.А.Амонашвили, Н.Е.Щуркова, Е.В.Бондаревская); • теории системного подхода (Э.Г.Юдин, В.Г.Афанасьев). Методы исследования: теоретические: ретроспективный анализ, классификация, обобщение и сравнение, систематизация, моделирование; эмпирические: изучение и обобщение передового управленческого опыта,
Стр.9
10 педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, диагностические методы, социально-педагогический эксперимент. Научная новизна исследования обусловлена: - ориентацией содержания на принципиально новую государственную стратегию развития системы предоставления социальных услуг определенным категориям граждан в РФ; - внедрением авторской программы социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Ангарска. Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии сущностных характеристик целостного процесса социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, заключающихся в его полинаправленности и непрерывности, обучающем характере форм и методов процесса реабилитации. Уточнено содержание понятия «социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей». Практическая значимость исследования заключается во внедрении программы социально-педагогической реабилитации детей-сирот в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Ангарска. Данная программа может быть использована учреждениями, оказывающими социальные услуги детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей. Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.