БОРТКЕВИЧА (1877–1952) В данной статье впервые в отечественном музыковедении рассматривается «Русская рапсодия» для фортепиано с оркестром ор. <...> Делается краткий исторический экскурс, посвященный возникновению и развитию жанра рапсодии в музыке. <...> Раскрываются содержательные аспекты произведения, особенности его формы, тональный план, разнообразные средства композиторской выразительности, соотношение фортепианной и оркестровой партий. <...> Выявляются особенности претворения традиций выдающихся русских и западноевропейских композиторов-романтиков. <...> Прослеживается преемственность русской традиции в использовании фольклора. <...> Произведение анализируется в контексте концертных сочинений отечественных композиторов второй половины XIX – начала XX веков, в которых используется русский фольклор. <...> Ключевые слова: композитор С. Э. Борткевич, музыкальное искусство России первой половины XX века, «русское зарубежье», жанр рапсодии в музыке, произведение для фортепиано с оркестром, использование русского фольклора, стиль, драматургия, сюжетность, традиция В середине 1930-х годов, в то время, когда С. В. Рахманинов создавал Рапсодию на тему Паганини, его современник, выдающийся представитель «русского зарубежья» Сергей Эдуардович Борткевич1 (1877–1952) предложил собственное толкование этого жанра в сложившейся традиции, уходящей корнями в XVIII столетие. <...> Впервые название «рапсодия» появилось в заглавии серии песен и фортепианных пьес, принадлежавших Х. <...> Далее жанр фортепианной рапсодии развивался в творчестве чешских композиторов В. Я. Томашека и его ученика Я. В. Воржишека. <...> Вершиной развития жанра в середине XIX века стали рапсодии Ф. <...> Брамс, написав несколько пьес, отличающихся от листовских краткостью и классичностью формы. <...> Примерно в это же время начали появляться рапсодии для оркестра («Славянские рапсодии» А. <...> На рубеже XIX–XX веков сложилась разновидность жанра для солирующих инструментов с оркестром. <...> И хотя в этом <...>