Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Пищевая химия: курс лекций (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЧугунова Марина Владимировна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц96
ID343417
АннотацияКурс лекций содержит сведения о химическом составе пищевых систем, его полноценности и безопасности; основных превращениях макро- и микронутриентов в технологическом потоке, фракционировании и модификации компонентов продуктов. Рассматриваются основы рационально питания.
Кому рекомендованоПредназначен для студентов и специалистов, работающих в системе пищевых и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса.
ISBN978-5-88575-375-3
Чугунова, М.В. Пищевая химия: курс лекций / М.В. Чугунова .— Самара : РИЦ СГСХА, 2015 .— 96 с. — ISBN 978-5-88575-375-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/343417 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» М. В. Чугунова ПИЩЕВАЯ ХИМИЯ Курс лекций Кинель 2015 УДК 664 : 577.1(075) ББК 36-1 Я 7 Ч-83 Рецензенты: д-р с.-х. наук, проф., зав. кафедрой «Технология производства и экспертиза продуктов из растительного сырья» ФГБОУ ВПО Самарской ГСХА М. И. <...> Ингредиенты пищевых веществ, поступая в организм человека с пищей и преобразуясь в ходе метаболизма в результате сложных биохимических превращений в структурные элементы клеток, обеспечивают наш организм пластическим материалом и энергией, создают необходимую физиологическую и умственную работоспособность, определяют здоровье, активность и продолжительность жизни человека, его способность к воспроизводству. <...> Пищевая химия опирается на положения науки о питании и принципы рационального питания, изучает основные биохимические процессы при пищеварении, роль отдельных нутриентов в организме человека. <...> В основе производства пищевых продуктов лежат превращения основных компонентов пищи – воды, белковых веществ, липидов, углеводов, солей и витаминов. <...> Пищевая химия – один из разделов химической науки, её основной предмет – это область питания человека. <...> Пищевые продукты в организме человека выполняют три основные функции: – снабжение материалом для построения тканей человека; – обеспечение энергией, необходимой для поддержания жизнедеятельности и совершения работы; – обеспечение веществами, играющими важную роль в регулировании обмена веществ в организме человека. <...> Пищевые продукты имеют разнообразную химическую природу и химический состав. <...> В процессе пищеварения пищевые вещества сложного химического состава расщепляются на простые растворимые соединения, способные легко всасываться и усваиваться организмом человека. <...> Гидролиз пищевых <...>
Пищевая_химия_курс_лекций.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Пищевая_химия_курс_лекций.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» М. В. Чугунова ПИЩЕВАЯ ХИМИЯ Курс лекций Кинель 2015
Стр.1
УДК 664 : 577.1(075) ББК 36-1 Я 7 Ч-83 Рецензенты: д-р с.-х. наук, проф., зав. кафедрой «Технология производства и экспертиза продуктов из растительного сырья» ФГБОУ ВПО Самарской ГСХА М. И. Дулов; д-р хим. наук, проф., зав. кафедрой «Общая и неорганическая химия» ФГБОУ ВПО СГТУ И. К. Гаркушин Чугунова, М. В. Ч-83 Пищевая химия : курс лекций. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2015. – 96 с. ISBN 978-5-88575-375-3 Курс лекций содержит сведения о химическом составе пищевых систем, его полноценности и безопасности; основных превращениях макро- и микронутриентов в технологическом потоке, фракционировании и модификации компонентов продуктов. Рассматриваются основы рационально питания. Предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 110900 «Технология производства и переработка сельскохозяйственной продукции», специалистов, работающих в системе пищевых и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса. УДК 664 : 577.1(075) ББК 36-1 Я 7 ISBN 978-5-88575-375-3 © Чугунова М. В., 2015 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2015 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Среди основных проблем, стоящих перед человеческим обществом, важнейшей является обеспечение населения продуктами питания. Ингредиенты пищевых веществ, поступая в организм человека с пищей и преобразуясь в ходе метаболизма в результате сложных биохимических превращений в структурные элементы клеток, обеспечивают наш организм пластическим материалом и энергией, создают необходимую физиологическую и умственную работоспособность, определяют здоровье, активность и продолжительность жизни человека, его способность к воспроизводству. Пищевая химия опирается на положения науки о питании и принципы рационального питания, изучает основные биохимические процессы при пищеварении, роль отдельных нутриентов в организме человека. В основе производства пищевых продуктов лежат превращения основных компонентов пищи – воды, белковых веществ, липидов, углеводов, солей и витаминов. В связи с этим в курсе «Пищевая химия» значительное место отведено изучению и рассмотрению химической природы, пищевой ценности и изменению компонентов пищи в процессе хранения и переработки. Цель данного издания – ознакомить студентов с теоретическими основами химии сырья и продуктов питания. Данное пособие предусматривает применение и закрепление ранее полученных знаний и формирование у студентов базовых знаний по дисциплине «Пищевая химия». Курс лекций также знакомит с теориями питания и принципами рационального питания, включает изучение биохимии пищеварения в организме человека. Содержание данного издания соответствует рабочей программе по направлению подготовки 110900 «Технология производства и переработка сельскохозяйственной продукции». В процессе изучения данного учебного издания, учащийся получит следующие профессиональные компетенции: – готовность оценивать качество сельскохозяйственной продукции с учетом биохимических показателей и определять способ ее хранения и переработки; – готовность оценивать качество и безопасность сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки в соответствии с требованиями государственных стандартов. 3
Стр.3
ЛЕКЦИЯ 1. Введение в химию пищевых продуктов и питание человека. Предмет и задачи курса. Основы рационального питания человека 1.1. Химия пищеварения. Предмет и задачи курса Среди основных проблем, стоящих перед обществом в наше время, является обеспечение населения земного шара продуктами питания, так как от состава и качества продуктов питания, зависит обеспеченность нашего организма пластическим материалом и энергией, работоспособность, здоровье, способность человека к воспроизводству. Одной из важнейших причин ухудшения показателей здоровья населения во всём мире на сегодняшний день является неудовлетворительное, неполноценное питание, что определяется рядом факторов: – избыточным потреблением животных жиров; – дефицитом полиненасыщенных жирных кислот; – дефицитом полноценных (животных) белков; – дефицитом витаминов (аскорбиновой кислоты, рибофлавина ), тиамина (В1 (В2 токоферола и других); – дефицитом минеральных веществ (кальция, железа); – дефицитом микроэлементов (селена, цинка, йода, фтора); – дефицитом пищевых волокон. Таким образом, организация здорового питания населения – сложный и многофакторный процесс, зависящий от экологической обстановки, обеспеченности населения, достижений медицины, фундаментальных наук (физика, химия, микробиология), новых технологических возможностей, которые появились у производителей продуктов питания. Все это требует коренного совершенствования технологии получения традиционных продуктов, создания нового поколения пищевых продуктов. Эти направления в значительной степени охватываются областью науки – пищевая химия. Пищевая химия – один из разделов химической науки, её основной предмет – это область питания человека. Пищевая химия занимается вопросами химического состава пищевых продуктов, преобразований нутриентов в технологическом потоке и в нашем 4 ), фолиевой кислоты, ретинола (А) и (в-каротина,
Стр.4
организме, разработкой новых методов анализа и системы управления качеством. Продукты питания должны удовлетворять потребности человека в пищевых веществах и энергии, а также выполнять профилактические и лечебные функции. На решение этих задач направлена концепция государственной политики в области здорового питания населения нашей республики. Работа в данной области предусматривает использование специальной терминологии, установленной экспертами Международной организации по стандартизации – ISO (ИСО). Совокупность процессов, связанных с потреблением и усвоением в организме веществ, входящих в состав пищи, называется пищеварением. Питание включает последовательные процессы поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия энергозатрат, построения и возобновления клеток и тканей тела человека, а также необходимых для регулирования функций организма. Пищевые продукты в организме человека выполняют три основные функции: – снабжение материалом для построения тканей человека; – обеспечение энергией, необходимой для поддержания жизнедеятельности и совершения работы; – обеспечение веществами, играющими важную роль в регулировании обмена веществ в организме человека. Продукты, употребляемые человеком в пищу в натуральном или переработанном виде, представляют собой сложные системы с единой внутренней структурой и общими физико-химическими свойствами. Пищевые продукты имеют разнообразную химическую природу и химический состав. Пищеварение является начальным этапом ассимиляции пищевых веществ. В процессе пищеварения пищевые вещества сложного химического состава расщепляются на простые растворимые соединения, способные легко всасываться и усваиваться организмом человека. Пищеварительный аппарат человека включает пищеварительный канал или желудочно-кишечный тракт. В состав желудочнокишечного тракта входят: – ротовая полость; – пищевод, желудок; 5
Стр.5
– двенадцатиперстная кишка; – тонкий кишечник, толстый кишечник; – прямая кишка; – основные железы – слюнные железы, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа. Превращение пищевых веществ в процессе пищеварения осуществляется в три этапа. Полостное пищеварение. Процесс пищеварения происходит в пищевых полостях – ротовой, желудочной, кишечной. Эти полости удалены от секреторных клеток (слюнные железы, желудочные железы). Полостное пищеварение обеспечивает интенсивное начальное пищеварение. Мембранное пищеварение. Осуществляется с помощью ферментов, сосредоточенных на микроворсинках, расположенных по стенкам тонкого кишечника. Мембранное пищеварение осуществляет гидролиз пищевых веществ. Всасывание. Простые растворимые вещества, которые образуются в процессе пищеварения, всасываются через стенки тонкого и толстого кишечника в кровь и переносятся по организму человека. Каждый компонент пищи имеет свою схему процесса переваривания и усвоения. Усвоение углеводов. Из полисахаридов переваривается крахмал, содержащийся в растительной пище и гликоген, содержащийся в пище животного происхождения. Переваривание крахмала и гликогена проходит поэтапно: КРАХМАЛ (ГЛИКОГЕН) → ДЕКСТРИНЫ → МАЛЬТОЗА → ГЛЮКОЗА → В КРОВЬ → В ПЕЧЕНЬ Гидролиз крахмала и гликогена начинается в ротовой полости при действии ферментов амилаз, находящихся в слюне. Затем гидролиз продолжается в желудке и двенадцатиперстной кишке. Крахмал и гликоген постепенно расщепляются на декстрины, мальтозу, глюкозу. Гидролиз пищевых дисахаридов катализируют ферменты, находящиеся в наружном слое эпителия тонкого кишечника. Сахароза под действием фермента сахаразы (инвертазы) расщепляется до глюкозы и фруктозы, лактоза под действием фермента лактазы (β-галактозидазы) расщепляется до галактозы и глюкозы, мальтоза под действием фермента мальтазы расщепляется до двух молекул глюкозы. Моносахариды или простые гексозы 6
Стр.6
всасываются эпителиальными клетками кишечника в кровь и доставляются в печень. Усвоение белков. Белки пищи расщепляются протеолитическими ферментами до аминокислот, процесс происходит в желудке, двенадцатипертсной кишке, тонком кишечнике поэтапно: БЕЛКИ → ПОЛИПЕПТИДЫ → ПЕПТИДЫ → АМИНОКИСЛОТЫ → В КРОВЬ → В ПЕЧЕНЬ В желудке переваривание белков проходит в кислой среде, в двенадцатиперстной кишке и кишечнике в слабощелочной среде. В процессе расщепления белков участвуют различные протеолитические ферменты: пепсин, трипсин, аминопептидаза, карбоксипептидаза и другие. Усвоение липидов. Процесс осуществляется в тонком кишечнике. Фермент липаза выделяется поджелудочной железой. При гидролизе липидов, под воздействием фермента липазы, образуются свободные жирные кислоты, глицерин, фосфорная кислота, холин. Эти компоненты эмульгируются желчными кислотами, затем всасываются в лимфу, а из нее поступают в кровь. ЛИПИДЫ → ГЛИЦЕРИН + ФОСФОРНАЯ КИЛОТА + ЖИРНЫЕ КИСЛОТЫ → ЛИМФА → КРОВЬ 1.2. Теории питания Теория рационального питания базируется на трех основных принципах. 1) Баланс энергии. Энергия, ежедневно поступающая с пищей, должна соответствовать энергии, расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности. 2) Удовлетворение потребностей организма в оптимальном количестве и соотношении пищевых веществ. 3) Режим питания. Соблюдение определенного времени и числа приемов пищи, рациональное распределение пищи при каждом приеме. Баланс энергии. Энергия, которой обеспечивается организм при потреблении и усвоении питательных веществ, расходуется на осуществление трех главных функций, связанных с жизнедеятельностью организма человека. Сюда включены: основной обмен, переваривание пищи, мышечная деятельность. 7
Стр.7
Основной обмен – это минимальное количество энергии необходимое человеку для поддержания жизни в состоянии покоя (во время сна). Для мужчин эта энергия составляет 1600 ккал, для женщин – 1200 Ккал. Переваривание пищи связано со специфическим динамическим действием пищи в отсутствии мышечной активности. Основной обмен у человека за счет специфического динамического действия пищи увеличивается на 10-15%, что соответствует 140-160 ккал в сутки. Мышечная деятельность определяется активностью образа жизни человека, характером работы человека. На мышечную деятельность расходуется 1000-2500 ккал. На выполнение всех функций организма суммарно человек затрачивает 2200-2400 ккал для женщин и 2550-2800 ккал для мужчин. При выполнении больших физических нагрузок (занятия спортом, труд шахтеров, строителей и т.д.) энергетические затраты человека увеличиваются до 3500-4000 ккал. В случае положительного баланса энергии в течение длительного времени, избыток поступающей энергии аккумулируется в виде жира в жировой ткани, что приводит к избыточной массе тела. Удовлетворение потребностей организма в оптимальном количестве и соотношении пищевых веществ. В состав полноценного пищевого рациона должны входить питательные вещества пяти классов: белки (в том числе незаменимые аминокислоты), липиды (в том числе незаменимые жирные кислоты), углеводы (в том числе пищевые волокна), витамины, минеральные вещества. Суточная потребность организма человека в углеводах составляет 400-500 г, на долю сахарозы приходится 10-20% от общего количества углеводов. Углеводы являются основным источником энергии для человека. Пищевые волокна – клетчатка, пектин, гемицеллюлозы стабилизируют деятельность пищеварительного тракта. Клетчатка и гемицеллюлозы очищают кишечник, а пектин связывает и выводит из организма вредные вещества. Суточная потребность в пищевых волокнах составляет 25 г, в пектине – 5 г. Суточная потребность организма человека в липидах составляет 102 г, в том числе растительные 72 г. Липиды являются основным источником энергии, участвуют в синтезе холестерина, других стероидов. Оптимальным является соотношение растительного и животного жира 7:3. При этом обеспечивается сбалансированное поступление различных жирных кислот: 30% 8
Стр.8
насыщенных, 60% мононенасыщенных, 10% полиненасыщенных жирных кислот. Суточная потребность в незаменимых жирных кислотах (линолевой кислоты, линоленовой кислоты) составляет 3-6 г. Физиологически ценными являются фосфолипиды, которые необходимы для обновления клеток и внутриклеточных структур. Суточная потребность в фосфолипидах составляет 5 г. Суточная потребность организма человека в белках составляет 85 г, в том числе белков животного происхождения 50 г. Белки, поступающие с пищей, выполняют функции строительного материала, для синтеза и обновления белков, обеспечивают гормональный обмен, являются источником энергии. Для нормального питания количество незаменимых аминокислот в пищевом рационе должно составлять 36-40%, что обеспечивается соотношением в продуктах питания белков растительных и животных 45:55%. Витамины и витаминоподобные вещества участвуют в метаболизме веществ в организме человека, входят в состав коферментов и ферментов, влияют на процессы обмена веществ в организме человека. Потребность человека в витаминах должна удовлетворяться за счет потребления натуральных продуктов. Суточная потребность в витаминах приведена в таблице 1. Минеральные вещества необходимы для нормального питания, они выполняют различные функции: входят в структурные компоненты костей, являются электролитами при поддержании водно-солевого состава крови и тканей, являются простетическими группами в составе различных ферментов, влияют на процессы обмена веществ в организме человека. Суточное содержание в пищевом рационе минеральных веществ, представлено в таблице 1. Оптимальное соотношение основных макроэлементов – кальция, фосфора, магния должно составлять 1:1,5:0,5 или в граммах 800:1200:400. Очень важно с пищей обеспечить поступление в организм необходимых пищевых веществ в оптимальном количестве и в нужное время. Потребность в различных пищевых веществах и энергии зависит от пола, возраста, характера трудовой деятельности человека, климатических условий и ряда других факторов. Режим питания базируется на четырех правилах: регулярность питания; дробность питания; рациональный подбор продуктов; оптимальное распределение пище в течение дня. Регулярность питания связана с соблюдением времени приема пищи. У человека 9
Стр.9
формируется рефлекс выделения пищеварительного сока, что обеспечивает нормальное переваривание и усвоение пищи. Дробность питания должна составлять 3-4 приема в сутки. При трехразовом приеме завтрак должен составлять 30% пищевого рациона, обед – 45-50%, а ужин – 20-25%. Ужин не должен превышать трети дневного рациона. Рациональный подбор продуктов при каждом приеме пищи должен обеспечить оптимальные условия для усвоения пищи. Белки животного происхождения рекомендуется употреблять в первой половине дня, молочную и растительную пищу – во второй. Оптимальное распределение пищи в течение дня обеспечивает равномерную нагрузку на пищеварительную систему. Таблица 1 Нормы потребления пищевых веществ и энергии Пищевое вещество Вода, г Белки, г в том числе животные Незаменимые аминокислоты, г Усвояемые углеводы, г В том числе моно- и дисахариды Липиды, г в том числе растительные Незаменимые жирные кислоты, г Фосфолипиды, г Растительные липиды, г Пищевые волокна, г в том числе пектин, г Энергетическая ценность, ккал 85 50 30 400-500 50-100 102 72 3-6 5 20-25 25 5 3000 Таблица 2 Рекомендуемые размеры ежедневного потребления пищевых продуктов Пищевые продукты 1 Хлеб и хлебопродукты в пересчете на муку Картофель Овощи и бахчевые Фрукты и ягоды Сахар Мясо и мясопродукты Рыба и рыбопродукты 10 г/день 2 279 310 381 194 112 232 65 Суточная потребность 1750-2200
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.