Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Грани  / № 78 1970

Интуитивизим. Окончание (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЛосский
Страниц29
ID343185
АннотацияГносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность, и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название интуитивизма.
Лосский, Н. О. Интуитивизим. Окончание / Н. О. Лосский // Грани .— 1970 .— № 78 .— С. 212-240 .— URL: https://rucont.ru/efd/343185 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Нужен всё более глубокий анализ, чтобы сначала выключить из представления о Я тело, потом также и душевные переживания и, наконец, довести анализ до той глубины, при которой мы наблюдаем Я как сверхвременного субстанциального деятеля, не искажая понятие о нем никакими примесями. <...> 212 ИНТУИТИВИЗМ риодически то один, то другой становятся во главе тела 10 ). <...> .Другое дело, если бы существовало сознание творческой деятельности нашего Я в самом возникновении его представлений, чувств, желаний и т. д., т. е. если бы между ними было такое различие, что Я выступало бы в сознании как творческая энергия или подлинный акт, а все прочее характеризовалось бы только как его пассивное произведение, если бы, например, теперь, смотря на эту стену с висящим на ней портретом, я непосредственно сознавал, что она произведена мною, моим собственным внутренним действием, а также сознавал бы и как это сделано». <...> 10 ) См. об этом в моей статье «Психология человеческого Я и психология человеческого тела»; Записки Русского Научного Института в Белграде, выпуск 17, 1940 г. Немецкий перевод: „Psychologie des menschlichen Ich und Psychologie des menschlichen Korpers"; изд. <...> 213 ГРАНИ № 78 Н. О. ЛОССКИЙ Согласно изложенному выше учению о строении сознания, видимые мною стена и портрет вовсе не сотворены мною, а составляют часть внешнего мира; только акт внимания, направленный мною на них, творится мною, и то, что он есть мое творение, сознается с такой очевидностью, которая не требует никаких дальнейших доказательств. <...> В каждом изменении есть хотя бы ка214 ИНТУИТИВИЗМ кой-либо ничтожный момент возникновения чего-либо нового, не бывшего в мире, что и есть творение из ничего. <...> Об участии тела в этих процессах, в отличие от деятельности Я, подробно говорится в моей статье «Психология человеческого Я и психология человеческого тела». <...> В процессе восприятия и мышления интенциональные акты внимания, выбор интересующих нас предметов и т. п. до такой степени органически связаны с моими хотениями <...>