Литературная критика Эммануил РАИС ПРОТИВ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО РОМАНА Не знаю, правы ли философы, отождествляющие слово с разумом. <...> Как бы ни было удобно и полезно предлагаемое им изменение словесной стихии, оно осуждено на неудачу по непонятным, но весьма упорным причинам, глубоко укорененным в природе вещей. <...> Она кончается там, где слово из цели становится средством, где, как в обыденной жизни, оно играет подчиненную, служебную роль. <...> Существование прикладной литературы законно при условии ее худо151 ГРАНИ жественной оправданности, независимо от целей, которым она служит. <...> Поэтому всякое использование слова для житейских целей — будь то деловая бумага, отчет о лабораторном исследовании или газетное объявление, поскольку оно отвечает вышеуказанным требованиям, может быть отнесено к литературе. <...> Вообще слог официальных бумаг и даже медицинских работ иногда поражает точностью, тонкостью, гибкостью и изяществом изложения. <...> Фукидид, Тацит или Саллюстий ценнее для нас, чем Диодор Сицилийский, — не количеством и достоверностью приводимых ими сведений, а художественностью изложения и остротой мысли. <...> Философом он становится лишь тогда, когда изложение события перестает быть целью, а становится элементом той или иной общей концепции, тех или иных возможных из него выводов. <...> Это такое же «деревянное железо», как и «экспериментальный» роман Золя, оказавшийся только взбалмошной затеей экзальтированного юноши. <...> Такие социологи, как Бахофен, Фробениус, Ортега или Жюль Моннеро, значительные не только силой своей мысли, но и художественностью изложения, безотносительно более ценны, чем фактопоклонники, лишенные всякой способности к синтезу, или же доктринеры, насильственно втискивающие сложное многообразие жизни в прокрустово ложе своих, Бог ведает кому нужных, априорно установленных «законов», невозмутимо отбрасывающих без внимания всё, что нарушает геометрическую стройность их схем. <...> В пределе идеалом <...>